Наталия Александровна Баранова
Использование музыкально-дидактических игр на основе сказочного сюжета в совместной музыкальной деятельности с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Использование музыкально – дидактических игр на основе сказочного сюжета в совместной музыкальной деятельности с детьми.
Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка психических процессов с очень раннего возраста. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других, но главное, музыкой можно вилять на эмоциональное самочувствие людей. Бессмертные произведения Моцарта, Чайковского, Шуберта, Бетховена способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на физическое выздоровление. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.
Публикация «Использование музыкально-дидактических игр на основе сказочного сюжета в совместной музыкальной деятельности с детьми» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Задатки к музыкальной деятельности (т. е физиологические особенности строения организма – органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Считается доказанным, что если для музыкального развития
ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.
По мере накопления запаса музыкальных впечатлений, опыта музыкальной деятельности в ее самых разных формах у ребенка формируется система сначала элементарных, а затем все более сложных музыкальных способностей, которая позволяет ему понимать содержание музыки, эмоционально на нее откликаться.
Что же такое музыкальность? Б. М. Теплов в монографии «Психология музыкальных способностей» (1947 г.) определил музыкальность как качественно своеобразное сочетание специальных музыкальных способностей, необходимых для успешного осуществления музыкальной деятельности.
Главным показателем музыкальности Б. М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным способностям относил те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения – звуковысотный слух и чувство ритма. Неосновные компоненты музыкальности – тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух. Тембровый и динамический слух являются первыми в элементарной системе музыкального слуха, затем появляется звуковысотный слух.
Задачей педагога является гармонизация системы музыкальности каждого ребенка, «подтягивание» в процессе специально организованных занятий отстающих сторон его музыкальности.
В музыкальной дидактической игре в доступной и интересной игровой форме происходит активное развитие основных музыкальных способностей.
Следует отметить полифункциональный характер музыкально-дидактических игр, которые можно рассматривать как игровой метод обучения.
Ценность музыкально - дидактических игр состоит в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и вызывают у ребенка интерес, желание участвовать в процессе. При этом развиваются необходимые музыкальные способности : звуковысотное восприятие, чувство ритма, гармонических слух, чувство лада, темпа. Совершенствуются память и музыкальный вкус. Формируются такие черты характера как творческая активность, внимание, инициативность, самостоятельность.
Дидактические игры, положенные на сказочный сюжет увлекают детей музыкально-игровой деятельностью. Ребенок проявляет интерес к музыкальным играм со сказочным сюжетом, приобретает опыт переживания музыки и сказки, как бескорыстного удовольствия и эмоционального наслаждения, реализует потребность в действенном художественно-образном освоении впечатлений окружающей жизни.
Используемые формы и методы музыкальной деятельности детей : игры - сказки с музыкально-дидактическими играми предполагают объединение развития музыкальных способностей детей в игре с единым сказочным сюжетом. Идет объединение образовательных областей «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Подобные игры легко переносятся в самостоятельную деятельность дедей.
Для развития самостоятельной музыкальной деятельности в художественно-творческую зону группы вносятся картонажные настольные театры. Дети включаются в сказку, берут на себя некоторые роли или роль ведущего в проведении игр. Ребенок проявляет себя в творчестве. Он импровизирует, размышляет, эмоционально реагирует на происходящее в действии, сопереживает, играет.
Предлагаемые игры-сказки.
«Три поросенка» по мотивам английской народной сказки.
Декорации и атрибуты: картонные деревца, качели, домик с лестницей и трубой; поросята – игрушки разной величины – большой, средний и маленький; деревянные молоточки; карточки с изображением музыкальных инструментов; детские музыкальный инструменты.
Ход игры:
Рассказчик (воспитатель или музыкальный руководитель) : Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Звали их Нуф-Нуф, Ниф-Ниф и Наф-Наф. Все лето они кувыркались в зеленой траве, нежилисьв лужах, плясали и пели.
«Поросята учатся плясать» (Развитие ритмического слуха. Задача игроков - повторить за взрослым несложный ритм с речевой поддержкой, например: хлоп, хлоп, хлоп, топ, топ. Второй вариант – повторить ритм, отстукивая игрушкой – поросенком по столу; третий вариант – при правильном повторении ритма игрушка - поросенок выглядывает из-за деревца; четвертый вариант - один поросенок учит другого танцевать – один ребенок задает несложный ритм – другой повторяет).
«Поросята поют» (развитие звуковысотного слуха. Задача игроков -услышать звуки разной высоты и определить у поросят голоса низкий - у большого, средний – у среднего, высокий – у маленького).
Рассказчик : Построили они себе на ветке дерева качели и качались все лето, пока не наступила осень.
«Качели» (развитие звуковысотного слуха. Поросята качаются на качеле вверх, вниз. Задача игроков – угадать, куда взлетают качели).
Рассказчик : Когда поросята смастерили себе домики из веток и соломы, они подразнили Наф-Нафа, который строил домик из камней и пошли гулять. И по дороге играли на разных музыкальных инструментах.
«Угадай, на чем играют поросята» (развитие тембрового слуха. Задача игроков – услышать и угадать музыкальный инструмент не называя его, а показывая соответствующую карточку).
Рассказчик : И вдруг они увидели самого настоящего живого волка. Он стоял за большим деревом и у него был такой страшный вид, такие злые глаза и такая зубастая пасть, что у Ниф-Нифа и Нуф- Нуфа по спинам пробежал холодок и мелкие их хвостики задрожали. Бедные поросята не могли пошевелиться от страха. Но вдруг опомнились, бросили музыкальные инструменты и пустились наутек. Когда волк развалил домики из соломы и из веток, он быстро бросился бежать за поросятами, нагоняя их огромными скачками. Братья подбежали к домику Наф-Нафа и увидели лесенку у крыльца. Они были так напуганы, что бегали по лесенке вверх и вниз и не могли остановиться.
«Лесенка» (развитие звуковысотного слуха. Задача игроков – определить на слух, поднимаются поросята в домик по лесенке или спускаются. Мелодия на металлофоне исполняется поступенно вверх или вниз).
Рассказчик : Волк рыскал по лесу. Он был уверен, что в этот раз поросятам от него не уйти.
«Волк ищет поросят» (развитие диатонического слуха. Задача игроков – по силе звучания определенного инструмента - громко, тихо, громче, тише –угадать, близко ли волк подбежал к домику Наф-Нафа).
Рассказчик : Волк пытался дуть, чтобы снести дом, но только посинел от натуги. Он увидел трубу и попытался влезть через нее в дом, и тут же, черный, как трубочист волк бултыхнулся прямо в котел с кипящей водой.
Когда волк с диким ревом вылетел в трубу, обратно на крышу, он скатился с нее и бросился в лес. А три брата, три маленьких поросенка развеселились, стали петь и плясать.
«Угадай, что поросята делают в домике» (развитие восприятия и музыкальной памяти. Задача игроков – прослушать музыку, назвать жанр, выполнить движения под эту музыку)
Рассказчик : С этих пор братья дружно живут под одной крышей.
«Красная Шапочка и Серый волк» по мотивам сказки Ш. Перро
Атрибуты и декорации: игрушки – Красная Шапочка, волк, картонные деревья, изображающие лес, домик; самодельные цветы на подставках –«ножках»; детские шумовые и музыкальные инструменты (по паре).
Ход:
Рассказчик (воспитатель или музыкальный руководитель) : Жила – была в деревне девочка, звали ее Красная Шапочка. Однажды мама напекла пирожков и отправила Красную Шапочку навестить больную бабушку.
Идет она лесом, а навстречу ей Серый волк.
- Куда ты, девочка, идешь?
- Я иду к бабушке, несу ей пирожки, да горшочек масла. Да еще у меня есть музыкальные инструменты – бабушка у меня веселая, музыку любит.
- А далеко – ли живет твоя бабушка?
- Вон там, за лесом, в крайней избушке.
- У, так и мне надо навестить бабушку. Ты иди по этой тропинке, а я – по той.
«Кто как идет?» (развитие ритмического слуха. Задача игроков – услышать удары в бубен медленные и быстрые, определить – бежит волк или идет Красная Шапочка).
Рассказчик : Шла Красная Шапочка лесом, по тропинке, рвала цветочки, плела венки, напевала песни.
«Угадай песню» (развитие восприятия и музыкальной памяти. Игроки слушают мелодию песни на металлофоне или в записи, называют, за правильный ответ получают цветок)
Рассказчик : Шла она, шла, да и заблудилась. Стала аукаться.
«Эхо» (развитие звуковысотного слуха. Задача игроков, используя в игре песню Е. Тиличеевой «Эхо», «аукаться» друг с другом на определенном интервале).
Рассказчик : Вот и Красная Шапочка. А не потеряла ли она свою корзинку?
Давайте проверим, все ли музыкальные инструменты на месте.
«Определи инструмент» (развитие тембрового и динамического слуха. Задача игроков – услышать звучание предлагаемого инструмента, найти у себя такой же и сыграть на нем)
Рассказчик : Волк тоже пел свою песню – длинную и короткую, тихую и громкую.
«Отгадай» (Задача игроков - угадывать звуки по длительности и динамике)
Рассказчик : Волк пустился бежать по самой короткой дороге. А бабушка была в это время дома. Что же она делала?
«Песня, танец, марш» (развитие восприятия и музыкальной памяти. Задача игроков прослушать музыку и определить, что делает бабушка).
Рассказчик : Волк кинулся на бабушку и разом проглотил ее. И Красную Шапочку он тоже одним махом проглотил. Неподалеку по лесу проходили охотники, услышали шум, вбежали в избушку и убили волка. Они вспороли волку брюхо и оттуда вышли бабушка и Красная Шапочка живые и невредимые.
«Кот, Петух и Лиса» по мотивам русской народной сказки.
Декорации и атрибуты: игрушки – Кот, Петух, Лиса; детские музыкальные и шумовые инструменты (по два одинаковых).
Ход:
Рассказчик : В лесу, в маленькой избушке жили-были Кот да Петух.
Кот пел свою песенку – «мяу», «мур», а когда сердился на Петушка, то фыркал – «ф», а Петушок будил Кота по утрам и всегда пел одну песню – звонкую, громкую – «кукареку» (дети имитируют звукоподражания).
Рассказчик : Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Проведала про то Лиса, и захотелось ей петушиного мяса попробовать. Вот она села под окошко и запела:
«Петушок, Петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошку» (ребенок отстукивает ритм песенки на треугольнике и исполняет её). Петушок выглянул, а она его цап-царап – схватила и понесла.
Как бежала лиса – быстро или медленно? (рассказчик играет на бубне ударами и звенит, дети угадывают). А бежала она по ровненькой дорожке или по камушкам? (ребенок ударяет по деревянной коробочке, дети угадывают и отвечают,) В горку или с горочки? (ребенок проигрывает на металлофоне поступенное движение мелодии вверх и вниз, дети угадывают и отвечают).
Петушок испугался и закричал:
-Несет меня Лиса за темные леса, за высокие горы, Котик-братик, выручи меня!
Кот недалеко был, услыхал, помчался за Лисой и отнял Петушка.
На другой день случилась та же история. Петушок выглянул в окошко, а Лиса его цап-царап, схватила и понесла. Как Петушок ни плакал, ни кричал - не услышал его Кот.
Приходит Кот, а Петушка то и нет. Надо друга выручать. Пошел Кот на базар, купил себе сапоги, синий кафтан, шляпу с пером, да музыкальные инструменты. Идет по лесу, на разных инструментах играет (ребенок за ширмой играет ритм на определенном детском шумовом инструменте, остальные угадывают и повторяют на таком же)
Звери удивляются – откуда у нас такой музыкант появился?
А Кот высмотрел лисий дом, встал на крылечко, заиграл на дудочке песню
(рассказчик играет РНП «Во поле береза стояла», «Калинка», «Во саду ли, в огороде» - дети угадывают).
Лиса и говорит Петушку:
- Ступай, Петя, посмотри, кто меня зовет, да скорей возвращайся.
Петя-петушок выскочил на крыльцо, а Кот схватил его да понесся домой что было мочи. С тех пор опять Кот да Петух живут вместе.
Игры – сказки, разучиваемые с детьми, требуют от воспитателя такой организации, при которой ребенка должен увлекать не только сам процесс, но и качество деятельности. В результате ребенок координирует слух и голос, имеет элементарные музыковедческие представления о свойствах музыкального звука. Переносит накопленный опыт музыкальной деятельности в самостоятельную музыкально-художественную деятельность, общается и взаимодействует со сверстниками. Имеет представление, что музыка связана с другими видами искусства, понятна любому человеку, передает разные настроения и чувства через интонацию.