Светлана Емельянова
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в практике работы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Трудовое воспитание является одной из актуальных сторон воспитания подрастающего поколения. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства.
Истоки трудового воспитания в основе лежат дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей. Подготовка молодежи к жизни, к участию в общественно-полезном труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей людей осуществляется в продолжении и в школе, и в профессиональных колледжах, и в институтах.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Научная обоснованность
Великий педагог В. А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».
Мотив к реализации педагогического опыта состоит в следующем: снижение у детей интереса к труду.
Новизна (инновационность) опыта заключается в изучении и применении современных технологий: информационные технологии, сказкотерапия, операционные схемы, появление персонажа (старика-Трудовика, социо- игровые технологий.
Ожидаемый результат:
У детей сформируются представления о видах труда; о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека; ценностном отношении к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Основная часть
В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию нравственных качеств.
Трудовое воспитание дошкольников – это процесс работы воспитателя и ребёнка, направленный на познание трудовых навыков, трудолюбия, творческого отношения к труду.
Принимая во внимание и учитывая возникающие трудности в процессе обучения труду, были определены цель данного опыта.
Цель: Формирование навыков самостоятельного и последовательного выполнения трудовых действий детей, при соблюдении целостности трудового процесса.
Задачи:
обучать детей трудовым умениям и навыкам, развивая их дальнейшее совершенствование;
воспитывать у детей интерес к труду, трудолюбию, ответственности, самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
познакомить с трудом взрослых, воспитывать уважение к труженику и результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь.
Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду
Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у дошкольников к различным видам труда будет успешен при создании организационных и психолого- педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов.
принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности
принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений
принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка и формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенок в различных видах деятельности
Основные компоненты трудовой деятельности детей заключается в:
- умении ставить цель; действовать под влиянием общественно значимых мотивов;
- умение планировать работу и достигать результата, а потом оценивать его.
Низкий уровень форсированности трудовой деятельности к концу дошкольного возраста мы наблюдали при отсутствии планомерности воспитателями отсутствие систематичности в организации труда детей или участии детей в труде от случая к случаю.
На встречах с родителями познакомили их с трудом, которые дети дошкольного возраста могут выполнять и дома и в детском саду: самообслуживание, труд в природе, ручной труд, бытовой (хозяйственно- бытовой) труд.
Самообслуживание - труд ребенка, направлен на обслуживание им самого себя (одевание - раздевание, прием пищи, культурно - гигиенические процедуры). С помощью труда по самообслуживанию у детей воспитываются навыки быть самостоятельными, опрятными, приводить в порядок личные вещи, игрушки.
Труд в природе- заключается в уходе за растениями, выращивание овощей и растений на подоконнике (огород на подоконнике, озеленение участка, участие в замене воды в аквариуме, сбор гербариев и др.
Ручной труд –вызывает у ребенка желание изготовить поделки из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Учим его поддерживать порядок в группе: чинить игрушки, подклеивать книги, коробки, игрушек и т. д. развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справляться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).
Хозяйственно - бытовой труд - труд, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Например: уборка помещения, посуды, протирание полок, мытье игрушек и т. д. Дети создают и содержат в аккуратном виде окружающую среду, начинать данную работу следует с совместного труда и поручений. Когда поручения и дежурства будут систематическими, постоянными в группе следует перейти к более сложной форме - совместному, коллективному труду.
Воспитателю рекомендуем использовать такие формы работы при организации труда детей дошкольного возраста
Поручения – задания, даем одному или нескольким детям, учитывая их возраст и индивидуальные особенности, наличие опыта. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности.
Дежурство- труд одного или нескольких детей в группе, здесь прослеживается общественная направленность, забота нескольких (одного) детей о других, развивается ответственность, заботливое отношение к людям и природе. В группах уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природе, по подготовке к занятиям. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива.
Коллективный труд - по способу организации делится на труд рядом, общий труд, совместный труд.
В детском саду для того, чтобы ребенок захотел трудиться, важны необходимые условия, такие как:
создать эмоционально-положительную обстановку в процессе труда, а в группе трудовую атмосферу постоянной занятости, вызывать у детей стремление быть полезным;
подбирать подходящие материалы и оборудование;
мотивировать к трудовой деятельности;
систематически включать каждого ребенка в труд на правах партнера;
учитывать возрастную нагрузку, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка;
поощрять ребят в процессе и по результатам труда.
Важным компонентам при организации труда являются: мотив, цель, трудовые действия, результат, планирование. Способ выполнения задания для детей очень важен и воспитателю стоит тоже соблюдать обще дидактические правила:
указания педагогом должны быть чёткими и краткими, объяснения немногословными, иначе дети не смогут понять нужные требования и способ выполнения
необходимо показать детям не только то, что делать, но и как делать.
при объяснении способа действия педагог должен помочь детям увидеть связь между тем, что они делают и получаемым результатом.
указания педагога – это рекомендации к самоконтролю ребенком своих действий: ребёнок должен знать, что и когда нужно проверять, как это делать, как устранять то что не получается или предупреждать их появление.
Трудовая деятельность на разных возрастных группах
В 1 младшей группе труд для таких детей организуем в форме индивидуальных поручений (для того, что б они были на постоянном контроле). Дети работают вместе с воспитателем: помогают накрывать на стол, раскладывают листочки для занятий, ставят салфетницы. В данном случае, воспитатель берёт на себя более трудную работу, ребёнку отдаем более посильную. В процессе труда педагог помогает ребёнку овладеть необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки.
2 младшая группа.
Работу по формированию у детей второй младшей группы навыков самообслуживания начинаем с первых дней учебного года, выяснили умения воспитанников.
С детьми этого возраста продолжаем формировать у детей желания к посильному труду. В особый вид труда мы выделяем труд в природе. С помощью взрослых дети поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют семена цветов на рассаду. Проявляют интерес к жизни растений и животных.
Труд в природе имеет свои особенности. Одно из условий – правильная организация труда. Широко распространённая форма работы с детьми – игра-занятие. Наиболее приемлемые формы, которые используются в работе – индивидуальные и групповые поручения, привлекаем к участию по три-четыре ребёнка одновременно. Каждый из них будет выполнять своё задание, в темпе который соответствует индивидуальным особенностям и умению. По окончании работы не забудьте похвалить малыша. Одним из условий организации трудовой деятельности с малышами является мотивация.
Всю работу проводим в игровой форме, создавая различные проблемы и ситуации, в которые попадают различные герои, например, пришел в гости Буратино, который ничего не умеет делать. Дети, пытаются научить Буратино, осваивают навыки сами.
В своей работе, для мотивации, мы используем кукол-помощников. Дидактическая кукла-помощник- обладает целым рядом несомненных достоинств, позволяющих широко применять её, как в практике воспитателя, так и в семье. Она помогает организовать детей, поставить цель, а также интересные задачи для ее выполнения. Наши куклы- сезонные: Девочка Осень, Девочка Зима, Девочка- Весна, Девочка- Лето. У каждой куклы есть 5 прозрачных кармашков для заданий.
Применение кукол-помощников в трудовой деятельности:
- поручения (словесно, по картинкам, от лица куклы);
- картинки алгоритмы: мытья рук, одевания; посадка цветов; полив и пр.
Эффективной формой привлечения к труду детей являются дидактические игры. В них мы упражняемся в совершении действий, учим соблюдать их последовательность, учимся достигать результата. Играем в такие игры типа: «Танечка проснулась», «Угостим Мишутку чаем», «Научим куклу убирать кубики» и т. д. Играя с детьми, учим их последовательности действий, объединенных одной ситуацией, ребятишки осваивают некоторые трудовые процессы. Играя, у малышей появляется определённая независимость от взрослого, стремление подражать ему, быть на него похожим, желание делать то, что требуется, и этим доставлять окружающим большую радость.
Создали условия, обеспечивающие формирование у детей умений самостоятельно и аккуратно есть. Старались красиво сервировать стол, так как это способствует формированию навыков культуры еды.
Большую работу в младшей группе ведем по наблюдению за деятельностью взрослых, как дома (за работой мамы, так и в детском саду за младшим воспитателем. Маленькие дети охотно рассказывают нам об увиденном, пытаются передать действия взрослого, рассказывают о том, что видели, и для чего им это необходимо было выполнить.
В средней группе формируем привычку к трудовому усилию, увеличиваем количества трудовых поручений, и систематически вовлекая в труд всех детей.
Во второй половине учебного года в средней группе детям усложняем задания, предлагаем одно дело 4-5 участникам одновременно, а потом подводим результат труда. Начинаем приучать их к такой форме организации труда, когда дети впервые ставятся в условия коллективной деятельности. Воспитанники начинают понимать, что общий итог работы зависит от того, как правильно они выполнили свои задания. В коллективном труде мы создаем условия, что бы у детей появилась ответственности не только за себя, но и за товарищей, учим их распределять работу, прислушиваться к мнению друзей.
Для того чтобы у детей был хороший результат, разработали необходимые правила, которым придерживались все педагоги на группах и учили этому детей. Когда некоторые дети теряли интерес, то кто-то из детей обязательно напоминал о правиле или использовали пословицы.
Необходимые требования к труду дети осваивали постепенно, в зависимости от ситуации, которую, им предъявляли.
Правила, в каждом из которых содержится как бы несколько требований, помогали детям преодолевать трудности:
любое дело должно быть доведено до конца;
сначала выслушай, что нужно сделать, а потом начинай;
приготовь всё необходимое для работы;
любую работу надо выполнять хорошо, правильно и аккуратно;
насорил, разлил воду – убери, не жди, чтобы тебе об этом напоминали другие и делали это за тебя;
когда трудишься, не отвлекайся.
В средней группе начали вводить дежурства – это стало обязанностью каждого ребёнка.
Работали с детьми в двух направлениях:
- во-первых обучали детей действиям и последовательности их выполнения, тогда результат будет виден сразу.
-во-вторых, учили детей ставить цель, отбирать материалы и оборудование для труда, готовить рабочее место и всё убирать за собой.
Чтобы обучить детей планированию процесса труда использовали карточки с изображением предметов труда. Например, чтобы правильно ухаживать за тем или иным цветком в уголке природы, дети в начале учились правильно отбирать карточки, необходимые для труда и раскладывали их на столе: фартук, застелить стол клеенкой, цветок поставить на стол, взять тряпочку или поролон, таз, воду налить, и т. д., и только после этого дети самостоятельно готовили рабочее место и начинали действовать. Это способствовало отличному запоминанию и умению планировать работу, обдумывая её заранее и контролировать.
Начиная, со среднего возраста вводится знакомство детей с трудом взрослых, формируется у них представление об общественной значимости труда.
Важно, чтобы ребенок:
- понимал, что труд и работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд - это, по сути, основа жизни;
- уважал всех, кто трудится, и ценил плоды их труда;
- познакомился бы с тем, что могут представлять собой разные работы, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин и что получается в результате;
- был готов трудиться сам;
- учился бы труду, овладевая необходимыми навыками.
Для этого проводили дидактические и сюжетные игры: «Кому что нужно для работы», «Поможем повару сварить борщ», «Приготовим компот для Наташи», «Винегрет для гостей». Дети с помощью карточек подбирали необходимые орудия труда для выполнения данного действия. По окончании любого действия детей (труд, игра, занятия, рисование в свободное время, лепка) обращали внимание на то, чтобы дети убрали по местам все предметы, с которыми они действовали, навели общий порядок в группе, например, перед обедом или завтраком. Это помогало нам приучать детей к умению оказывать помощь другим детям, следить за порядком во всех игровых уголках. Практика показала, что овладение детьми умением планировать процесс труда при помощи наглядности осуществляется быстрее, за незначительное количество упражнений.
Труд на участке также включает в себя работу по наведению порядка, порой дети уже самостоятельно включаются в эту работу. Одни из распространённых видов хозяйственно-бытового труда на участке: наведение порядка на веранде (весной, летом, осенью подметали пол веником, зимой – очищали от снега лопатами; осенью – уборка листвы, летом – сбор мусора).
В группе был создан график трудовой деятельности, где вместе с детьми ежедневно отмечали кто, где и когда дежурил, в конце дежурства обсуждали с детьми качество выполненной работы и оценивали результат.
В старших и подготовительных к школе группах мы применяли все три формы труда: поручения (индивидуальные и групповые, дежурства, коллективный труд всей группы.
В этом возрасте очень важны дежурства, они помогают проявлять чувство ответственности перед сверстниками за качество и своевременность выполнения работы. Труд дежурных является тоже коллективным трудом.
Коллективный труд, это: и уборка групповой комнаты, и оформление её к празднику, и уборка участка, группы и т. д. Советуем для удобства группу детей разделить на три-четыре человека и предложить каждой группы самостоятельное задание.
Когда вы организуете коллективный труд важно соблюдать три последовательных этапа:
-распределение работы между участниками
-процесс выполнения задания
-обсуждение результатов трудовой деятельности.
Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых требует своеобразных методов руководства.
В старшей группе обучение проводили чаще в форме беседы, распределяя работу между участниками, учитывая их желания и интересы. Постепенно мы заметили, что дети стали привлекать к распределению труда своих друзей, соблюдая правило: делить работу между товарищами нужно справедливо.
Мотивация детей старшего возраста к трудовой деятельности легче всего прививать средствами дидактических пособий. Данные дидактические пособия соответствуют всем требованиям образовательной программы:
-многофункциональность (позволяет использовать в различных видах деятельности);
-вариативность (сменяемость материала в зависимости от целей и задач);
-трансформируемость (возможность изменений в соответствии с возрастом детей; по сезонам; по темам недели);
-насыщенность (большой выбор материала: задания, дидактические игры, поручения и пр.).
Работа в уголке природы (инструменты: грабельки, совочек);
Наведи порядок –тряпочка (протираем шкафчики, игрушки);
Карточки для выполнения трудовых действий (строим горку, клеим книжки, подметаем и пр.).
Перед началом коллективного труда во время беседы с детьми знакомим их с планом работы, обсуждаем, кто какую операцию будет выполнять, в какой последовательности, какое оборудование потребуется тому или иному участнику, где он его разместит, чтобы всем было удобно работать.
Вводим для детей длительные индивидуальные поручения: уход за посаженными растениями, поддержание порядка в игровых уголках, расправлять перед сном кровать и заправлять после сна, одевание, раздевание, переодевание, расчесать и заплести волосы, недельное дежурство по уголку природы; ручной труд: работа с тканью, бросовым материалом, бумагой, различные виды хозяйственно-бытового труда. Такие поручения способствуют развитию чувства ответственности, осознанного отношения к своим обязанностям.
В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, пуговиц, нитей и другого подручного материала. Любая поделка, выполненная руками ребенка бесценна. Дети с большой радостью откликаются на призыв сделать что-нибудь необычное. Также изготовление таких поделок, участие в тематических выставках позволяет расширять представления детей о праздниках, традициях своего народа.
Продолжали обучение хозяйственно – бытовому труду (стирке кукольной одежды, салфеток; мытье игрушек после прогулки). Эту работу проводили постепенно, небольшими подгруппами по 2-3 человека, учили доделывать работу до конца, убирать все на место. К концу года, большая половина детей прекрасно с этим справлялась, могли договориться о выполняемой работе друг с другом, о том, что необходимо приготовить для успешной работы, исправлять, если что-то забывали взять.
По окончании трудовых действий, дети с радостью оценивают свой труд. Для воспитания самооценки в своей работе мы использовали метод «Рефлексии». Детям очень нравится такой способ оценки деятельности, они осознанно проговаривают сами, почему они так себя сегодня оценили. Некоторые дети, бывает, с мнением какого–то ребёнка не согласны, объясняя и отстаивая своё мнение. Тогда лучше решить данный вопрос вместе, голосованием, какую оценку всё-таки поставить за данные действия этому ребёнку
В подготовительной к школе группе у детей совершенствуются все приобретенные ранее трудовые навыки, повышается ответственность за проделанную работу не только свою, но и товарищей, чувствуют значимость своего вклада в проделанную работу. Дети самостоятельно выполняют трудовые поручения, оценивая свою работу честно и справедливо.
Мониторинг критериев результативности трудовой деятельности
Диагностика Хозяйственно-бытового труда
Подгруппе детей сообщается, что баночки из-под краски грязные. Что делать?
Коллективный труд предполагает, что каждый ребёнок выполняет определённое трудовое действие (один моет, другой ополаскивает, 3-й вытирает, ставит на поднос и т. д.). Распределяют обязанности, договариваются между собой дети сами. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на умение поставить коллективную цель труда, распределить работу между участниками, распределить трудовое оборудование для каждого участника совместного труда, организовать рабочее место, работать в общем темпе и т. д.
Анализируя отношение детей, определяем, к какой группе относится ребенок:
Низкий А - беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.
Средний Б - высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера, качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.
Высокий В- развитые комбинаторные умения. Использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.
Литература
1. Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. -М: Мозайка –Синтез, 2005.