Получи документы

Использование музыкально-дидактических игр для формирования и развития музыкальных способностей дошкольников

Анна Куманцева
Использование музыкально-дидактических игр для формирования и развития музыкальных способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В сфере музыкального образования значительная роль отводится музыкально-дидактическим играм, так как они представляют собой часть методики музыкального воспитания как педагогической науки и опираются на дидактические принципы: воспитывающие обучение, научность, доступность и наглядность, закрепление знаний, умений и навыков и т. д.

Публикация «Использование музыкально-дидактических игр для формирования и развития музыкальных способностей дошкольников» размещена в разделах

Методические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке. Ценность игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание.

Музыкальные игры входят в структуру непосредственной образовательной деятельности, так же игры хорошо используются на праздниках, вечерах досуга, в свободной игровой деятельности как в группе, так и в подгруппе, индивидуально. Тогда игры выступают как отдельный вид деятельности и позволяют провести их наиболее содержательно.

Музыкальные игры развивают любознательность, активность, интерес к познанию, эмоции, чувства, настроение (коммуникация, социализация, познание).

Развивают эмоциональную отзывчивость (коммуникация, социализация).

Развивают способность самостоятельно решать интеллектуальные и личностные задачи (познание, художественное творчество).

Воспитывают культуру поведения в коллективной музыкальной игровой деятельности (социализация, коммуникация).

Основное назначение музыкально-дидактических игр :

формировать у детей музыкальные способности,

• в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте,

развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух,

• побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

В самостоятельной деятельности музыкально-дидактические игры организуются как по инициативе детей, так и педагогом. Выполнение детьми разных музыкально-дидактических упражнений, особенно с настольно-печатным материалом, повышает их интерес к музыке.

Так же очень эффективно музыкальные игры можно преподнести детям с помощью интерактивной доски. Особенно помогает использование ИКТ на музыкальных занятиях детям, имеющим нарушения речи. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, отобранных знаний, но и развивать его речь, интеллектуальные и творческие способности. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, дети с нарушением речи для успешного усвоения один и тот же программный материал должны повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. Практика показала, что при использование в работе ИКТ значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

На музыкальных занятиях, информационные технологии помогают решить ряд важных коррекционно-развивающих задач :

-развивать диалогическую и монологическую речь.

-создать условия для развития компенсаторных возможностей ребенка.

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальным занятиям перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию правильной речи, музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания. Как же удивить ребенка на занятие? Учитывая, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, использование в работе мультимедийных презентаций самый оптимальный вариант использования наглядности.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей, что ведет к лучшему усвоению и запоминанию пройденного материала.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразования. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить работу с детьми на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей музыке имеет следующие достоинства:

-осуществление полисенсорного восприятия материала;

-возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

-объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

-возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

-активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать музыкальное занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует активному развитию речи детей, формируют способы зрительного восприятия, развивают зрительное внимание и зрительную память.

С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, пальчиковая гимнастика, речедвигательные упражнения. Дети любят выполнять упражнения, глядя на экран. Однако хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и педагога; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Важнейшей особенностью музыкально-игровой деятельности детей является то, что она осуществляется при тактичном, почти незаметном руководстве взрослого, потому что предполагается особая непринужденная обстановка. Наличие у детей определенного музыкального и жизненного опыта позволяет им быть достаточно активными в ходе игры и самостоятельно использовать их в повседневной жизни.

Таким образом, можно сказать, что ценность музыкальных игр в том, что они доступны детскому пониманию и вызывают у ребенка интерес и желание в них участвовать, то есть способствуют всестороннему развитию.

Литература

1. Роот З. Я. Музыкально дидактические игры для детей дошкольного возраста. –

Айрис-пресс. 2005. – 58 с.

2. Образцова Т. И. Музыкальные игры для детей. - ИКТЦ «Лада», Гамма Пресс. 2005. – 101 с.

3. Костина Э. П. Музыкальные игры для детей. – Феникс. 2010. – 92 с.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников»Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников» Мастер-класс для родителей старшей группы Тема: «Использование конструктора ТИКО для развития познавательных способностей дошкольников».

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Картотека музыкально-дидактических игр для старших дошкольников Игры на контрастность динамики. УЗНАЙ СКАЗКУ Цель: Различать контрастный характер частей в музыке в связи с её содержанием и развитием музыкального.

Консультация для педагогов «Использование музыкально-дидактических игр для музыкального развития дошкольников»Консультация для педагогов «Использование музыкально-дидактических игр для музыкального развития дошкольников» Воспитание музыкальной культуры ребёнка – одна из важных задач всестороннего развития дошкольников. Музыкальное воспитание предусматривает.

Консультация для родителей «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей»Консультация для родителей «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей» Консультация для родителей «Компьютерные игры на развитие музыкальных способностей детей» Преобладающим мышлением у ребёнка является правополушарное.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр в обучении детей игре на музыкальных инструментах» Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах» музыкальный.

Подборка дидактических игр для развития «Сенсорных способностей детей раннего возраста»Подборка дидактических игр для развития «Сенсорных способностей детей раннего возраста» Я хотела бы выразить благодарность сайту "МААМ. RU" ,за то что есть у нас возможность делиться опытом и перенимать опыт у коллег. Очень много.

Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования»Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования» Что касается теоретической основы озвученной тематики,хочу отметить тот известный факт,что развитие музыкальности (музыкальных способностей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование музыкально-дидактических игр для формирования и развития музыкальных способностей дошкольников
Опубликовано: 12 мая 2021 в 16:46
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование музыкально-дидактических игр для формирования и развития музыкальных способностей дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анна Куманцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД