Анна Куманцева
Использование музыкально-дидактических игр для формирования и развития музыкальных способностей дошкольников
В сфере музыкального образования значительная роль отводится музыкально-дидактическим играм, так как они представляют собой часть методики музыкального воспитания как педагогической науки и опираются на дидактические принципы: воспитывающие обучение, научность, доступность и наглядность, закрепление знаний, умений и навыков и т. д.
Публикация «Использование музыкально-дидактических игр для формирования и развития музыкальных способностей дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Методические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке. Ценность игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание.
Музыкальные игры входят в структуру непосредственной образовательной деятельности, так же игры хорошо используются на праздниках, вечерах досуга, в свободной игровой деятельности как в группе, так и в подгруппе, индивидуально. Тогда игры выступают как отдельный вид деятельности и позволяют провести их наиболее содержательно.
Музыкальные игры развивают любознательность, активность, интерес к познанию, эмоции, чувства, настроение (коммуникация, социализация, познание).
Развивают эмоциональную отзывчивость (коммуникация, социализация).
Развивают способность самостоятельно решать интеллектуальные и личностные задачи (познание, художественное творчество).
Воспитывают культуру поведения в коллективной музыкальной игровой деятельности (социализация, коммуникация).
Основное назначение музыкально-дидактических игр :
• формировать у детей музыкальные способности,
• в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте,
• развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух,
• побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
В самостоятельной деятельности музыкально-дидактические игры организуются как по инициативе детей, так и педагогом. Выполнение детьми разных музыкально-дидактических упражнений, особенно с настольно-печатным материалом, повышает их интерес к музыке.
Так же очень эффективно музыкальные игры можно преподнести детям с помощью интерактивной доски. Особенно помогает использование ИКТ на музыкальных занятиях детям, имеющим нарушения речи. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, отобранных знаний, но и развивать его речь, интеллектуальные и творческие способности. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, дети с нарушением речи для успешного усвоения один и тот же программный материал должны повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. Практика показала, что при использование в работе ИКТ значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
На музыкальных занятиях, информационные технологии помогают решить ряд важных коррекционно-развивающих задач :
-развивать диалогическую и монологическую речь.
-создать условия для развития компенсаторных возможностей ребенка.
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальным занятиям перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию правильной речи, музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания. Как же удивить ребенка на занятие? Учитывая, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, использование в работе мультимедийных презентаций самый оптимальный вариант использования наглядности.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей, что ведет к лучшему усвоению и запоминанию пройденного материала.
Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразования. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить работу с детьми на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей музыке имеет следующие достоинства:
-осуществление полисенсорного восприятия материала;
-возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
-объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
-возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
-активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать музыкальное занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует активному развитию речи детей, формируют способы зрительного восприятия, развивают зрительное внимание и зрительную память.
С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, пальчиковая гимнастика, речедвигательные упражнения. Дети любят выполнять упражнения, глядя на экран. Однако хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и педагога; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Важнейшей особенностью музыкально-игровой деятельности детей является то, что она осуществляется при тактичном, почти незаметном руководстве взрослого, потому что предполагается особая непринужденная обстановка. Наличие у детей определенного музыкального и жизненного опыта позволяет им быть достаточно активными в ходе игры и самостоятельно использовать их в повседневной жизни.
Таким образом, можно сказать, что ценность музыкальных игр в том, что они доступны детскому пониманию и вызывают у ребенка интерес и желание в них участвовать, то есть способствуют всестороннему развитию.
Литература
1. Роот З. Я. Музыкально дидактические игры для детей дошкольного возраста. –
Айрис-пресс. 2005. – 58 с.
2. Образцова Т. И. Музыкальные игры для детей. - ИКТЦ «Лада», Гамма Пресс. 2005. – 101 с.
3. Костина Э. П. Музыкальные игры для детей. – Феникс. 2010. – 92 с.