Ирина Николаевна Бычкова
Использование мультисенсорной программы Нумикон в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Нумикон»–мультисенсорная программа, в которой применяются специальные наборы наглядно-практического материала, разработанные в Англии в 1996–1998 гг. для детей, испытывающих трудности при изучении математики. Нумикон создан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей – способность обучаться на практике, способность обучаться наблюдая. Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать и соотносить их с соответствующими числами. Так же особенностью этой системы является гибкий и в то же время всесторонний подход к обучению детей с интеллектуальными нарушениями. А так как в работе с такими детьми важно использовать в учебном процессе как можно больше каналов чувственного восприятия ребенка – и слух, и зрение, и осязание, подключая движение и речь, мы довольно часто используем его в работе учителя-логопеда, психолога, воспитателей.
Публикация «Использование мультисенсорной программы Нумикон в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях ДОУ» размещена в разделах
Возможности использовании программы «Нумикон» очень разнообразны. В логопедической практике «Нумикон» позволят развить интеллектуальные способности малыша, его речь, улучшить коммуникативные способности с окружающим миром.
Опираясь на сильные стороны в обучении детей с ОВЗ, можно наиболее успешно спланировать учебный процесс и содержание учебного материала. Прежде всего, следует отметить, что детям с ОВЗ присущи относительно хорошее зрительное восприятие, зрительная память и способность к наглядному обучению, поэтому на занятиях необходимо использовать наглядную опору - демонстрационный и раздаточный материал. А так как все шаблоны и детали имеют разную форму и цвет, это задействует в образовательном процессе еще и сенсорные возможности малыша.
В логопедической работе Нумикон мы используем, в первую очередь, для активизации речи. Дети с удовольствием манипулируют с деталями во время обучения, визуализируют материал, слышат его название, стараются проговарить его. Удачно нами Нумикон используется для развития понимания и употребления пространственных предлогов, для уточнения точного словесного указания направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т. д., для упражнения в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький, Так же, Нумикон используется для закрепления правильного согласования числительных с прилагательными и существительными. Помимо этого, закрепляются знания основных цветов, словарь обогащается новыми терминами и понятиями. Еще, работая со специальными штырьками, развивается мелкая моторика рук, положительно сказывающуюся на речевом и интеллектуальном развитии ребенка. Нанизывание форм и деталей форм Нумикона на шнурок способствует развитию координации движений рук и, как следствие, способствует межполушарному развитию. Благодаря манипулированию с деталями, закапыванию форм Нумикона в песок, отыскиванию на ощупь в «волшебном мешочке», игре с ними с закрытыми глазами, сравниванию у детей постепенно формируются зрительное и тактильное представление.
Часто Нумикон используется нами для развития связной речи у детей с ФФНР, ОНР. Дети сначала с удовольствием строят, а затем рассказывают своей постройке.
Нумикон идеально подходит для обучения детей с нарушениями речи, в том числе с алалией, с расстройствами аутистического спектра, он помогает преодолевать сенсорную недостаточность детям с ДЦП, привлекает детей с болезнью Дауна.