Лучший педагог года

Использование моделирования в коррекционной работе учителя-логопеда

Елена Николаевна Введенская
Использование моделирования в коррекционной работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекционные упражнения, помимо изначальной заданности в них коррекционной и коммуникативной направленности, должны активизировать мыслительную деятельность обучающихся, с этой целью на логопедических занятиях часто используется моделирование в различных его видах.

Для многих первоклассников является трудным деление устного высказывания на смысловые отрезки – предложения. В дальнейшем эти дети не могут определить границы предложений в тексте. Поэтому важно, опираясь на интонацию конца предложения и паузу после него, научить школьников определять количество предложений в устной речи (для этого используются фишки и графический диктант).

Сначала дети учатся составлять схемы предложений, а затем предложения к данным схемам. Такие упражнения предупреждают слитное написание слов в предложении.

Для усвоения навыков чтения и письма большое значение имеет умение разделять слово на составляющие слоги. При овладении чтением значимость слогового анализа обусловлена прежде всего тем, что на начальных этапах ребёнок учится сливать звуки в слоги, синтезировать слоги в слова и на основе этого объединения узнавать слова. Кроме того слоговой анализ помогает более эффективно овладеть звуковым анализом слова. При шепотном проговаривании, которым дети сопровождают письмо, гласные воспринимаются как оттенки согласных звуков. Деление же на слоги способствует выделению гласных, тем самым предупреждает их пропуск на письме.

Для формирования слогового анализа и синтеза можно использовать такие упражнения как:

1. Составление слоговой модели слова (полоски бумаги, обозначающие слоги).

2. Составление слоговой схемы слова с опорой на гласные: _о_о_а (корова, _у_и_(кубик).

3. Составление слоговой схемы с выделением ударного слога: хХ, ххХх.

4. Подбор слов к данной схеме.

Наиболее распространенными ошибками при нарушении письменной речи являются искажения звуко-слоговой структуры слова. Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность. Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный анализ – узнавание звука на фоне слова (если есть звук в слове – знак «+», если нет – знак «-»).

Более сложной формой является выделение первого и последнего звука из слова, и определение его места в начале, середине или конце слова.

1. С опорой на схему

2. Кодирование : ш (шапка, …ш… (кошка, …ш (камыш).

При развитии сложных форм фонематического анализа используется обозначение звуков речи различными цветами.

Упорядочение представлений о звуковой стороне речи, развитие навыков анализа и синтеза звукового и слогового состава слова создают необходимые предпосылки для дальнейшего совершенствования лексико-грамматических средств языка и речевой деятельности в целом.

Обогащение словарного запаса осуществляется главным образом на основе овладения детьми различными способами словообразования. При знакомстве учащихся с морфемным составом слова вводится условное обозначение для корня, приставки, суффикса и окончания. С их помощью моделируются слова различные по составу.

Вновь образованные слова включаются в предложение. Часто для связи слов в предложении используются предлоги. Работа начинается с предлогов, имеющих пространственное значение. Основными задачами этой темы является: - дальнейшее развитие и уточнение пространственных представлений, - преодоление аграмматизмов как в импрессивной, так и экспрессивной речи школьников.

Вводится условное обозначение предлогов:

а) обозначающих место и отвечающих на вопрос где? (в схемах обозначены точкой,

б) обозначающих направление, отвечающих на вопрос куда? откуда? (обозначены стрелкой).

Работа проводится на схемах с подписями, затем – без подписей. В графической схеме предложения предлог обводится кружком.

Знакомя детей с предложениями различных синтаксических конструкций мы опираемся на схемы.

Для дифференциации букв, имеющих оптическое или кинетическое сходство используются ассоциативные образы. Буква Б (строчная) сравнивается с

очертаниями белки, хвост которой направлен вверх, а буква Д с очертаниями дятла, его хвост направлен вниз. Также можно использовать символы.

Одно из принципиальных требований, соблюдение которого способствует наибольшей эффективности обучения, коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия на логопедических занятиях. Для решения этой важной задачи используется сюжетно-ролевое моделирование. Дети, выступая в роли “учителя”, “ученика” или “контролера”, учатся формулировать задание; отвечать, используя необходимую учебную лексику; анализировать ответ своего товарища.

Таким образом, использование моделирования в коррекционно-развивающем обучении способствует:

- активизации мыслительной деятельности детей,

- развитию звуковых, морфологических и синтаксических обобщений,

- формированию и совершенствованию связной речи, её устной и письменной формы.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет об использовании ИКТ на занятиях учителя-логопеда в индивидуальной и групповой коррекционной работеФотоотчет об использовании ИКТ на занятиях учителя-логопеда в индивидуальной и групповой коррекционной работе ИКТ – это современные информационно-коммуникационные технологии, которые активно используются мной в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Использование агамографа в работе учителя-логопедаИспользование агамографа в работе учителя-логопеда Агамограф - это сложенный "гармошкой" лист бумаги, на котором под определенным углом можно увидеть две картинки. Основа - это две картинки,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование моделирования в коррекционной работе учителя-логопеда
Опубликовано: 5 марта 2025 в 11:09
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование моделирования в коррекционной работе учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Елена Николаевна Введенская (УИ 3408011) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 марта 2025 пятница
Празднуем день рождения телефонного аппарата!
Бусы на все вкусы
Расцвели в саду тюльпаны!
08 марта 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД