Людмила Минибаева
Использование моделирования при составлении рассказов в разных возрастных группах ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи - чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка.
Развитие речи является важнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. И вопрос о проблеме развития связной речи всегда являлся одним из самых актуальных. Из опыта педагогов видно, как сложно детям овладевать свободным высказыванием.
Публикация «Использование моделирования при составлении рассказов в разных возрастных группах ДОУ» размещена в разделах
Из маленьких капелек собираются большие водоёмы. Составление рассказа – это те же маленькие капельки, которые помогут прийти к большому водоёму развёрнутой связной речи.
При обучении детей составлению рассказов мы используем модели и схемы. Это помогает детям вспомнить последовательность событий, повышает интерес к составлению рассказов.
Моделирование - это процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
Метод моделирования заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
В основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.
Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми детского сада состоит в том, что:
- во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
- в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Связная речь неотделима от мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребёнок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития. Программа Н. М. Крыловой содействует обогащению развития связной ситуативной и контекстной речи.
Известны два основных вида речи - диалогическая и монологическая. Каждый из них имеет свои особенности.
Большое внимание программа Н. М. Крыловой уделяет развитию монологической речи – составлению описательных и сюжетных рассказов, пересказам, придумыванию сказок с использованием моделей, плана и т. д. Это позволяет речь детей сделать выразительной, точной в подборе слов и выражений, с богатым словарным запасом. Составление и запись рассказов по темам является особенностью технологии. Вести запись рассказов начинаем с младшей группы и к концу подготовительной группы, ребенок получает тетрадь со своими собственными рассказами.
В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом (в элементарной форме).
Рассказ - это самостоятельное составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа (по заданию) - более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования.
Серьезной задачей являются систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему). Необходимо показать ребенку, что его рассказ нужен, поддержать естественную потребность высказаться, желание что-то сообщить слушателям. Важно, чтобы дети чувствовали радость и удовлетворение от своих рассказов, видели их пользу.
Рассказы с детьми составляем сюжетные и описательные.
Во второй младшей группе осуществляется подготовительный этап обучению составления рассказов по рассматриванию и описанию игрушек, придумывание рассказов по содержанию картины. В младшей группе мы используем самый простой вид модели — предметную (предметно-схематическую). Этот вид модели помогает детям в составлении элементарных описательных рассказов. Как правило, это набор картинок или предметов, составляющих содержание будущего рассказа. Например, чтобы составить описательный рассказ о платье или кастрюле, мы предлагаем детям эти предметы для рассматривания и составления по ним рассказа. В данном возрасте особенно важно использовать разнообразные игровые приемы, что и предусматривает программа «Детский сад-дом радости», где дети обращаются к персонажу «Мишке», который всё путает и глупый. Дети, обращаясь к игрушке описывают предмет по предлагаемому воспитателем плану или модели рассказывания, и просят его взять, потому, что он удобный (бокал, кастрюля, красивое, удобное (платье для куклы).
В средней группе, на пятом году жизни ребенок овладевает связной речью (повествование, описание, доказательство, объяснение, всеми ее видами). Он может пересказывать небольшие литературные произведения обычным способом и творчески от лица героя, с удовольствием сочиняет загадки, сказки и рассказы об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни. В данной возрастной группе начинаем использовать более схематичные изображения, имеющие обобщённые значения (предметно-схематическая модель). Тем самым предоставляется большая возможность для творчества детей. Так, выставляются картинки следующего содержания: птичка, картинка, изображающая место проживания птички: лес, поле, водоем, картинка: клюв, ноги, перо, радуга, тарелка. По первой картинке ребенок называет птицу, которую будет описывать; по второй — где живет; по третьей — какие ноги (большие или маленькие, длинные или короткие); четвертая –чем покрыто тело птички, пятая- какого цвета и последняя- чем питается.
Такие модели используются для рассказов о разных животных.
В старшей группе, ребёнок шестого года жизни овладевает разными видами текстов. Он осваивает повествовательный вид речи. С удовольствием сочиняет сюжетные рассказы по картине, из опыта, по игрушкам на основе модели структуры сюжетного повествования: обрисовка времени- когда, места действия- где, действующих лиц и их деятельности- с кем, завязка-причина события- что случилось, развязка-окончание –чем закончилось. Так же в старшей группе ребёнок с удовольствием сочиняет рассказы описания по модели : 1-название предмета,2-его назначение, 3-строение, 4-материал, 5-особенности поверхности, цвет, запах… Это умение помогает детям сочинять загадки.
В подготовительной к школе группе дети сочиняют речевые тексты – монологи: сказки, пересказы от лица героя, сочиняют рассказы на тему, например, «Как я отдыхал летом»., составляют описательные рассказы. Овладев раннее моделью структуры рассказа, дети подготовительной группы могут для придания индивидуальности тексту менять его последовательность, сохраняя линию сюжета и все компоненты плана. Придумывая сказки, дети в этом возрасте пользуются знаниями об особенностях сюжета (зачин и окончание сказки, присказка, победа добра над злом, волшебные герои и т. д.). Дети придумывают продолжение и конец к рассказу, рассказ по аналогии, рассказ по плану воспитателя.
Все рассказы составленные детьми мы записываем в тетрадь после совместного их разбора. Дети с удовольствием подходят к педагогу для того, чтобы тот записал его рассказ. При этом в течении нескольких дней, если составляем рассказ по картине, картина находится в группе. Если составляем рассказ по модели, то так же модель рассказа выставлена.
Таким образом, метод наглядного моделирования представляет собой современный, творческий метод развития и совершенствования разнообразных речевых способностей детей всех возрастных групп. Он учит ребёнка выражать мысли последовательно, логично, придерживаясь определённого плана высказывания. Данный метод развивает восприятие ребёнка, его сенсорную культуру, активизирует память, воображение, стимулирует речевую деятельность.