Татьяна Яшкина
Использование мнемотехники в старшей группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Яшкина Татьяна Николаевна
Одним из главных условий всестороннего развития детей в дошкольном возрасте является грамотная, логически выстроенная красивая речь. Как правило, именно на протяжении дошкольного возраста складываются наиболее благоприятные условия для формирования красноречия и полноценного лексикона.
Большинство детей сталкиваются с различными речевыми проблемами:
1. Неумение составлять длинные, сложные предложения – речь ребенка состоит исключительно из простых предложений.
2. Ребенок не может самостоятельно сформулировать логически правильное и завершенное предложение.
3. Систематическое применение нелитературной лексики.
Публикация «Использование мнемотехники в старшей группе,» размещена в разделах
4. Бедный словарный запас, не соответствующий возрасту ребенка.
5. Дошкольник не может самостоятельно сформулировать вопрос и ответ на поставленные вопросы.
6. Плохая дикция.
7. Ребенок не может строить правильные логические выводы и утверждения.
Для исправления таких речевых проблем часто применяется мнемотехника, которая получила широкое распространение среди воспитателей нашего сада.
Инструментарием мнемотехники являются мнемотаблицы.
Мнемотаблица представляет собой изображение (картинку, которая определяет конкретное слово или словосочитание, при помощи которого происходит схематическая зарисовка слова.
Изучая представленные изображения, ребенок может быстро запоминать и воспроизводить текстовый материал, что помогает развитию речи дошкольников.
Благодаря тому, что в процессе изучения применяются красочные схемы, дети учатся строить грамматически правильные, логически завершенные, последовательные и точные тексты.
Преимущества мнемотехники перед другими техниками речевого развития?
1. Способствует ускоренному развитию зрительной и слуховой памяти.
2. Применяется для решения распространенных задач – например, для заучивания стихотворений или решения сложных загадок и головоломок.
3. Мнемотаблицы широко используются для развития у дошкольника навыка пересказывания художественных произведений.
4. Максимальное развитие разговорных навыков.
Ниже приведены несколько мнемотаблиц, которые я использовала в своей практике.
1. Первая мнемотаблица для заучивания стихотворения С. Я. Маршака "Тает месяц молодой. "
1я картинка к двустишию: Тает месяц молодой.
Гаснут звезды чередой.
2я к двустишию: Из распахнутых ворот
Солнце красное идёт.
3я к строке: Солнце за руку ведёт
4я к строке: Новый день и Новый год!
2. Вторая мнемотаблица для заучивания стихотворения «Мама спит, она устала…» Е. Благининой
1я картинка к 1й строке: Мама спит, она устала…
2я к строкам: Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
3я к строкам: Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
4я к строкам: А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
5я к строкам: И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
6я к строкам: Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто,
– Посидим и в тишине.
3. Третья мнемотаблица для заучивания стихотворения Александра Сергеевича Пушкина — «Уж небо осенью дышало»
4. Так же я использовала мнемотаблицы со схемами. Одна из них для пересказа сказа П. Бажова «Серебряное копытце»