Людмила Ельшина
Использование мнемотехники на занятиях по обучению рассказыванию
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи занимает одно из главных мест в подготовке ребёнка к школе. Воспитатель учит детей наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир во всём его многообразии.
Используя эти наблюдения, а также различный литературный материал, дети учатся рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном и услышанном, развивая при этом как связность речи, так и её содержательность, совершенствуя выразительность речи. Очень важно, чтобы дети усваивали предложенный материал.
Публикация «Использование мнемотехники на занятиях по обучению рассказыванию» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Нужно помнить, что в школе им придётся запоминать слова, предложения, тексты, различные правила, схемы, формулы и т. д.
Это потребует большого напряжения. Поэтому необходимо специально развивать память детей-дошкольников.
Научить детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы, легче и прочнее усваивать изучаемый материал, помогут различные способы запоминания (мнемотехнические приёмы).
С целью наилучшего усвоения программного материала, воспитатель ставит перед собой следующие задачи.
Задачи на развитие познавательных способностей.
-Развивать активность и самостоятельность детей, учить их понимать закономерности, лежащие в основе природных явлений, связи живого и неживого в природе.
-Раскрывать творческий и нравственный потенциал детей, воспитывать в них чувство единства человека с природой, ответственности человека за окружающий его мир через познание самого себя.
-Тренировать детей в нахождении смысловых ассоциаций и причинно-следственных связей при составлении описательных рассказов, при рассматривании картин, заучивании стихотворений.
Задачи на развитие основных психических процессов – внимания, памяти, образного и логического мышления.
-Развивать направленность сознания детей и его сосредоточенность на определенном объекте, его свойствах и качествах.
-Продолжать развивать природную память детей (непосредственную, кратковременную, непроизвольную, используя упражнения на запоминание расположения предметов в пространстве, физкультурные и танцевальные движения. Развивать долговременную, произвольную память детей, используя игры и упражнения на развитие зрительной памяти (игра «Чего не стало?», слуховой памяти (игры «Запомни слова», «угадай, где мышка?», обонятельной памяти (игра «Узнай по памяти, что лежит в волшебном мешочке?», вкусовой памяти (игра «Узнай по вкусу, какие фрукты лежат в коробке?»).
-Развивать ассоциативное и образное мышление детей:
--учить соединять слова и рисунки – пиктограммы, объединяя их по смыслу;
--«зарисовывать» слова, заменяя их значками – символами, при помощи ассоциаций, возникающих у детей при произнесении этих слов.
-Учить детей запоминать стихотворный текст с помощью зарисовки ключевых слов, восстанавливать стихотворение по этим значкам – символам.
- Учить составлять план описательного рассказа, используя частичную или полную графическую зарисовку слов, словосочетаний и предложений.
Задачи на развитие связной речи.
-Учить детей составлять описательные рассказы с опорой на их предшествующий опыт, а также по предметной картине, по серии картин. Учить пересказывать текст по коллективно составленному плану, используя мнемотаблицу, как по цепочке, так и индивидуально; придумывать свой конец к составленному на занятии описательному рассказу; составлять план описательного рассказа с помощью воспитателя, по аналогии, самостоятельно.
-Учить детей давать полные ответы на вопросы о птицах, животных, растениях; объяснять содержание сюжетных картин.
-Обогащать лексику детей родственными словами, синонимами, антонимами (предметами, признаками, действиями, образными признаками (эпитетами, сравнениями;
тренировать детей в подборе слов – признаков и слов – действий к предметам;
учить их согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
-Развивать общие речевые навыки: дыхание, темп и ритм речи, координацию речи детей с движениями. Развивать мелкую моторику детей.
Задачи по воспитанию нравственно – этических чувств.
-Воспитывать у детей любовь к родному краю.
Учить их заботиться о природе, поддерживать чистоту в окружающей среде. Воспитывать чувство прекрасного.
-Развивать коммуникативные умения и навыки, желание оказывать окружающим посильную помощь.
Предварительная работа при подготовке занятий с использованием мнемотехники.
-Беседы на тему: «Как подготовится к школе, чтобы учится на пятёрки?», «Как развивать свою память?», «Что мы узнаём нового, интересного в детском саду?»
-Подготовка оборудования: куклы- герои (за них говорит воспитатель, картины, игрушки, макеты. Прослушивание аудиокассет, подготовка раздаточного материала.
-Выбор приёмов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятиях.
-Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор и информационную базу детей.
-Обсуждение с детьми проведённых перед занятием наблюдений, а также художественных произведений или произведений устного народного творчества.
-Планирование проведения занятий, обсуждение того, где находятся дети в начале, в середине и в конце занятия (стоят, сидят на коврике, куда и как двигаются по комнате).
Желательно, чтобы за столами дети занимали места только для работы над составлением мнемотаблицы и схемы – модели.
-Воспитатель продумывает и составляет мнемотаблицу или схему – модель описания того объекта, который будет использоваться на занятии.
Методика проведения занятия
Легче всего решать задачи по подготовке детей к школе в рамках игры, сказки, путешествия. Дети сам являются исполнителями сюжета, активными его участниками.
Дошкольники играют в сыщиков – детективов, в путешественников, выступают в роли радушных хозяев, помогают людям и зверям, попавшим в беду и т. д.
Превращаясь в животных и птиц, дети развивают чувство эмпатии, которое помогает им лучше понять окружающий их мир.
Воспитатель участвует в занятии на правах друга, партнера детей. Он должен видеть каждого ребёнка и помогать ему по необходимости, не забывая при этом о целях, о поставленных обучающих задачах.
В ходе занятия воспитатель задаёт детям вопросы: «А что ты знаешь об этом?», «Кто ещё знает об этом что-нибудь интересное?», чтобы дети могли использовать те знания, которыми они обладают.
При заучивании детьми небольших отрывков из авторских текстов, образных выражений или загадок, пословиц и поговорок детям необходимо дать установку на запоминание: «Послушайте ещё раз и запомните.»
Необходимо стремиться к тому, чтобы на занятии трудились все дети, даже те, которые выполняют пассивную роль слушателей. Им предлагается участвовать в качестве учителей и друзей, которые замечают речевые и логические ошибки, дополняют рассказы своих товарищей, или доброжелательно, в тактичной форме исправляют их.
Выступающие с пересказом дети отмечают тех, кто внимательно, доброжелательно слушал их.
Педагогу не стоит перебивать детей, исправлять их во время высказываний и пересказа. Лучше, чтобы возможные ошибки заметили и исправили другие дети, гости – куклы или же это сделать в конце занятия, после общей положительной оценки. Воспитатель может намеренно делать ошибки, вызывая детей на активное их исправление.
Необходимо помнить, что ребёнок сосредоточен только до тех пор, пока у него не угасает интерес.
Уровень развития связной речи во многом зависит от успешного решения всех речевых задач, взятых в единстве. Необходимы игры, формирующие грамматический строй речи: «Один – много», «Какой, какая, какие?», «Подбери слова», «Семья слов», «Скажи наоборот» и др.
Основной частью занятий является составление описательных рассказов. Моделировать характерные и существенные признаки предметов и объектов природы помогают мнемотаблицы, схемы – модели, способствующие лучшему запоминанию изучаемого материала.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Мнемотаблица, схема – модель – это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах те существенные признаки, которые должны войти в содержание описательного рассказа.
Рисунки (значки – символы) и их количество в мнемотаблице или схеме – модели могут изменятся, в зависимости от содержания описательного рассказа. Таблицы для детей младшего и среднего возраста должны быть цветными. Размер мнемотаблиц различный, в зависимости от возраста детей. В младшем возрасте 4-9 клеток, в среднем возрасте – 9-16 клеток и в старшем до 16-25 клеток.
Этапы работы с мнемотаблицей.
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Пересказывание информации: из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ с опорой на символ.
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблиц.
5. Таблица воспроизводится ребёнком при пересказе.
При пересказывании сказки делается упор на главных героев.
На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему, а по мере обучения ребёнок активно включается в её составление.
Рекомендации по сотавлению мнемотаблиц детьми.
1. Учить детей заменять слова, словосочетания, ключевые слова в предложениях значками – символами, запоминать часто повторяющиеся символы. Учить зарисовывать, обозначать предметы и явления не только разными символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) – если дети умеют читать.
2. Учить детей одновременно с воспитателем составлять мнемотаблицу, схему – модель, запоминать, в какой последовательности и что они зарисовали. Использовать мнемотаблицу, схему – модель как план пересказа или рассказа.
3. Удерживать мнемотаблицу в памяти, пересказывать сюжет не заглядывая в неё.
4. Самостоятельно с помощью значков – символов заполнять мнемотаблицу или схему – модель и использовать для дальнейшего пересказа.
5. Закреплять изученный материал путём неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее мнемотаблицу или схему – модель.
Для того, чтобы составление мнемотаблицы не превращалось в рисование, можно ограничить детей во времени при зарисовке значков- символов, или с помощью песочных часов или считая до пяти медленным и тихим голосом (на зарисовку одного символа дается не более пяти секунд). Вначале можно делать зарисовки цветными карандашами (для лучшего воспроизведения информации, а когда материал будет усваиваться быстрее – простым карандашом.
Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце.
Качество запоминания рассказов зависит от настроения ребёнка, и от того, насколько активно он действует по отношению к изучаемому предмету, растению, животному, в какой мере происходит их детальное восприятие, осмысление в процессе действия, игры, путешествия.
ЛИТЕРАТУРА:
Логинова В. И., Бабаева Т. И. «Детство. Программа развития и воспитания в детском саду», «Детство – Пресс», 2002г.
Васильева М. А., Гербова В. В. «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Мозаика Синтез», 2008г.
1. Бодрова И. В. «Мнемотехника для детей», Образовательный центр «Гармония», 1998г.
2. Белоусова Л. Е. «Весёлые встречи». Занятия по мнемотехнике., «Детство – Пресс», 2003г.
3. Башаева Т. В. «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук», Ярославль, ТОО «Гринго», 2002г.
4. Волина В. В. «Загадки от А до Я», «Дидактика Плюс», 1997г. «Учимся играя», «Дидактика Плюс», 1998г.
5. Гурьева Н. «Год до школы. Развиваем память. Часть 1», Санкт-Петербург «Светлячок», 2000г. «Год до школы. Развиваем память. Часть 2», Санкт-Петербург «Светлячок», 2001г.
6. Полянская В. В. «Использование элементов мнемотехники на занятиях по обучению рассказыванию детей дошкольного возраста», «Детство – Пресс», 2009г.
7. Сохин Ф. А. «Развитие речи детей дошкольного возраста», Москва «Просвещение», 1993г.
8. Ушакова О. С. «Занятия по развитию речи в детском саду», Москва, Творческий центр «Сфера»,2009г. Шорыгина Т. А. «Какие звери в лесу?», Москва 2000г., «Птицы. Какие они?», Москва 2000г., «Насекомые. Какие они?», Москва 2001г. и др.