Ирина Усольцева
Использование мнемотехники при обучении детей старшего возраста связному высказыванию
▼ Скачать + Заказать документы
Речь ребенка — важнейший механизм интеллектуальной деятельности человека, он оказывает огромное влияние на все стороны жизни маленького человека. И к моменту поступления в школу малыш должен полностью владеть этим инструментом общения. Вот почему так много внимания уделяется проблемам развития речи в детском саду, в частности, в старшей группе.
Публикация «Использование мнемотехники при обучении детей старшего возраста связному высказыванию» размещена в разделах
Наибольшую трудность для детей представляет умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; составлять собственные рассказы повествовательного, описательного и творческого характера. Эти трудности у детей связаны с непониманием смысловых звеньев рассказа, с трудностями запоминания логической последовательности повествования, с тем, что ребенка сбивают детали произведения, при этом ребенок, акцентируя внимание на деталях, забывает о главной цели – передать сюжет и быть понятым.
Поэтому педагогам важно целенаправленно и систематически учить детей по плану и образцу рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием, развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Для этого можно использовать облегчающие и активизирующие примы обучения. Одним из таких приемов, является использование мнемотехники и наглядного моделирования в развитии связной речи детей.
МНЕМОТЕХНИКА — от греческого тпетот^п - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
На основе использования мнемотехники и моделирования основывается на использовании мнемосхем/ мнемотаблиц : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Из этих картинок выстраивается последовательная модель рассказа или пересказа. Где с помощью, специальных знаков и обозначений указывается взаимосвязь каждого отдельного слова/высказывания/предложения с предыдущим и/ или последующим. Так - весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Прием использования мнемотаблиц / мнемосхем помогает детям логически мыслить (анализировать и систематизировать, логически строить свои высказывания, развивает умение образно и выразительно передавать свое отношение к объектам, развивает образное мышление (благодаря освоению техники кодирования любой информации, развивает все виды памяти (слуховую, зрительную, ассоциативную, словесно-логическую).
Предлагаю Вам составить мнемотаблицы для разучивания стихотворений по предложенному тексту.
Перед Вами листы бумаги, картинки и стихотворные тексты (участники мастер-класса заполняют ячейки таблицы картинками).
1) Есть на новом платье
у меня кармашки,
На кармашках этих
вышиты ромашки.
Ромашки, ромашки,
будто луговые. Ромашки, ромашки, словно как живые.
2) В огороде много гряд. Тут и репа и салат,
тут свекла и горох. А картофель разве плох? Наш зеленый огород нас прокормит целый год.
3) "Ёлочка" (Н. Нищева) Перед нами ё лочка: Шишечки, иголочки. Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звёзды, человечки.
4) Мой мишка (отрывок) Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему штанишки, Надо к ним карман пришить И конфетку положи.
глядя читают
Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, не на мнемотаблицу, прочтите стихотворение без опоры на текст (родители стихотворения).
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.
Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка. Желаю всем удачи!