Ольга Филиппова
Использование мнемотехники и ТРИЗ в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
МНЕМОТЕХНИКА
Родственные слова:
Подбирать однокоренные или родственные слова учат, конечно, в начальной школе. Но в садике мы уже можем начинать учить детей этому. В будущем это умение позволит проверять написание слов. Не все хорошо справляются с этим заданием. Как научить их подбирать родственнее слова правильно?
Итак,
1. Родственные слова имеют один и тот же корень, но в детском саду мы можем сказать, что они имеют одинаковую часть слова и объединены общим смыслом, одной темой.
Публикация «Использование мнемотехники и ТРИЗ в ДОУ» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
2. Можем выполнить задания, в которых необходимо будет составить цепочки с родственными словами: Сад – садовник – садовый (однокоренные слова)
Но: садовник – садовники – садовнику (формы одного и того же слова)
3. В этом могут помочь мнемотаблицы.
Чтобы процесс был интереснее, можно к каждому слову подобрать загадки.
4. Пример со словом «Лес» : Лес – лесник – лесные – лесоруб. Но слово «Лестница», хотя и имеет одинаковую часть в слове, не является родственным, т. к. не объединено по смыслу с остальными словами, не связано общей темой.
Закрепление материала на тему «Органы чувств»
Этот прием можно использовать и при изучении других тем, но в частности, данные мнемотаблицы позволяют детям по итогам занятия повторить весь материал. А в дальнейшем, такие таблицы можно разрезать на карточки и уже сами дети должны будут подобрать картинки, которые соответствуют каждому из органов чувств и составить рассказ.
ТРИЗ
Приемы ТРИЗ обычно включаются как элементы занятий.
Например: Тема «Неделя книги». На НОД по окружающему миру на тему «Откуда пришла книга», проводится игра:
Игра-исследование «Что можно сказать о хозяине этой книги?»
Берем старую потрепанную книгу. Осматриваем книгу, находим повреждения.
Задаем вопросы: - Какое повреждение мы здесь видим?
- Что делал хозяин книги, чтобы возникло это повреждение?
- Как надо было обращаться с книгой, чтобы это повреждение не возникло?
В итоге делаем выводы о правилах обращения с книгой.
Можно параллельно делать похожие повреждения на ненужном листе бумаги.
Это занятие тесно переплетается с занятием, включающим в себя экспериментирование. Тема занятия «Что мы знаем о бумаге». На этом занятии проводятся эксперименты, позволяющие детям ближе познакомиться со свойствами бумаги: какая бумага легче рвется: мокрая, сухая или с надрезами. Что будет, если смазать бумагу растительным маслом? Как обычный лист бумаги может выдержать груз и не прогнуться (сложить гармошкой) и т. д.
НОД по окружающему миру на тему «Скелет человека»
Игра «Зачем человеку руки?»
Чем похожи и чем отличаются две руки? (ищем сначала сходства). Затем проверяем, одинаково ли хорошо работают обе руки:
Задания:
1. Рисуем солнышко сначала левой, затем правой рукой.
2. Берем ножницы и вырезаем солнышко сначала правой, затем левой рукой.
3. Ловим мяч то одной рукой, то другой.
Выясняем, что одной рукой работать проще, другой сложнее.
Вводим понятие «Ведущая рука».
4. Перед детьми на столе лежит книга. Задание: перевернуть страницы без рук. Дети пробуют разные варианты.
5. Перед детьми блюдце с крупой, ложки. Задание: переложить крупу в другое блюдце без рук.
3. Игра: Сколькими способами может передвигаться человек?
2 команды, дети придумывают разные способы, как добраться до кегли. За каждый способ команда получает фишку. Способы не должны повторяться.
(допрыгать на 2, на одной ноге, просто пройти, поползти на животе, проползти на спине, проползти на боку, пропрыгать на четвереньках и т. д.).
4. Игра Сколькими способами человек может выразить свою радость?»
2 команды, за каждый способ получают фишки.
Задание для детей: Мама подарила вам подарок, как вы можете выразить свою радость?
(сказать словами, засмеяться, показать глазами, захлопать в ладоши, подпрыгнуть, затанцевать, обнять маму, поцеловать и т. д.)
Если бы
В лес пришли лесорубы, что будет?
В лес пришел человек, что будет?
Что будет, если из леса исчезнут все птицы?
Что будет, если в лесу исчезнут все насекомые?
Игра «Да-нетка»
Сегодня мы поговорим подробно о ПРОТИВОРЕЧИЯХ.
Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, “тайну двойного”. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать.
Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка.
Давайте поиграем в игры – противоречия:
1 Игра «Много - мало»
Цель этой игры формировать понимание относительности количества.
Воспитатель называет различные ситуации, дети (а сейчас вы, педагоги) соответственно реагируют. Если много – руки развести широко в стороны, мало – ладони сблизить, достаточно – рука на руку (вначале отработать жесты).
Примеры ситуаций (нужно обязательно указывать условия)
Одно ведро воды для муравья?
Одно ведро воды для слона?
Одно солнце в небе?
Один дом для всех людей?
Одна нога у человека?
Одна ножка у гриба? и др.
2. Игра «Хорошо – плохо»
В этой игре мы учим детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
1 вариант:
В: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Съесть конфету - плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".
2 вариант:
В: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Сладкая конфета - это плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
В: Зубы заболят - это хорошо. Почему?
Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.
То есть вопросы идут по цепочке.
3. Игра «Разбежались»
Игра помогает систематизировать навык классификации по внешним признакам.
Воспитатель, называет какой – либо признак, который четко позволяет разделиться на две группы и показывает руками, в какие стороны разбегаются дети.
Например: мальчик направо, девочки налево;
одежда с карманами – без карманов,
длинные рукава – у кого не длинные,
кого в детский сад привел папа - кого не папа…
Не рекомендуется называть ситуации, требующие сравнений (высокие – низкие, предполагающие вариативность ответов (кто любит конфеты – кто нет, а если шоколадные любит, а леденцы нет).
Метод маленьких человечков
Можно строить различные модели из заранее заготовленных карточек с изображенными на них наиболее часто встречающимися человечками, разными по характеру и свойств.
Обозначения целесообразно придумать и нарисовать вместе с детьми, тогда символы лучше запомнятся и будут им понятны. Но есть определенные правила, которым нужно следовать:
• так как деревянные, каменные, стеклянные, тканевые, пластмассовые человечки обладают общим свойством— держать форму, то они держатся за руки, причем человечки камня держатся крепче, чем человечки стекла (на карточках-символах руки эти человечков опущены вниз) ;
• человечки молока, чая, воды, киселя и т. д. — человечки-капельки; они принимают форму того сосуда, в который их наливают; эти человечки не держатся за руки; руки у них на поясе;
• воздушные человечки постоянно в движении: они все время куда-то бегут, летят (газ, дым, пар, запах); обозначения у них могут быть любые; главное, чтобы они были в движении.