Приложение МААМ

Использование мнемотехники и наглядного моделирования в познавательно-речевом развитии дошкольников

Галина Сафронова
Использование мнемотехники и наглядного моделирования в познавательно-речевом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Вступление (слайд)

В настоящее время требования к уровню развития связной речи дошкольников на момент их поступления в школу значительно возросли. В связи с этим процесс обучения в сфере дошкольного образования должен стать более наглядным и динамичным.

Публикация «Использование мнемотехники и наглядного моделирования в познавательно-речевом развитии дошкольников» размещена в разделах

Перспективным направлением совершенствования процесса обучения дошкольников является использование мнемотехники. Мнемотехника или искусство запоминания впервые появилось в древней Греции и сохранилось до наших дней в виде специальных приёмов. В дошкольном возрасте преобладает наглядно- образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Дети лучше запоминают те события, предметы, явления, которые близки их жизненному опыту.

Принцип наглядности - один из основных принципов дидактики. Если ребёнок будет пытаться запомнить нечто абстрактное, то, что не подкреплено наглядной картинкой, то на успех рассчитывать не стоит.

К. Д. Ушинский (слайд)

Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации. (слайд)

Задачи мнемотехники (слайд)

Структура мнемотехники (слайд)

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Мнемоквадрат - это отдельная карточка с изображением предмета (зелёная ёлочка, жёлтый цыплёнок, красный мяч); символа действия (бежит, стоит) ; символа признака (цвет, форма).

Например, даётся слово «мальчик», его символическое изображение. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».

Мнемоквадрат для малышей

Вариант работы: два мнемоквадрата (глазки, зайка) На этой основе выстраивается общение с детьми.

- Кого видят глазки? (зайку) - Зайка какой : серый или белый? (зайка серый) -Зайка серый зимой или летом? (Зайка серый летом) Опираясь на мнемоквадрат выделяем слово – предмет, составляем словосочетание, простое предложение.

2- Мнемодорожки- это три или четыре мнемоквадрата, расположенные линейно. Каждое последующее предложение опирается на предыдущее.

Дятел дерево долбил, долбил. Дятел дупло для будущих птенцов выдолбил. Белочка нашла старое дупло дятла для своего гнезда

Мнемотаблица- это опорная схема, которая помогает ребёнку удерживать в памяти последовательность изложения материала.

Это картинно-графическая схема стихотворения И. Токмаковой «Весна». (слайд)

Картинно –графическую схему разработал педагог, профессор детский психолог Леонид Абрамович Венгер.

Мнемотаблица составлена с помощью картинно- графической схемы.

Символ весны - буква В зелёного цвета. Символ мальчика и девочки - пример графической аналогии. Графическая аналогия - это обозначение каким- либо символом реального образа или нескольких образов по общим для них признакам.

Она подводит к понятию – приему «свертывание» - умение выделить в образе самое главное. Данный вид необходим для того, чтобы нестандартными образами выработать у ребенка мышление, богатое воображение, умение обнаружить скрытые зависимости и связи

Весна изображена в стиле сказки.

Развитие памяти происходит за счет постоянной перекодировки словесной информации в зрительные образы и наоборот.

В результате информация прокручивается в памяти несколько раз и поневоле запоминается.

Мнемосхемы, мнемотаблицы находят своё применение в разных видах работы с детьми. (слайд)

Элементы схем, моделей. (слайд)

Выбор педагогом элементов зависит от возраста детей, от уровня их развития, от степени сложности материала.

Использование методов наглядного моделирования при обучении детей пересказу сказок (слайд)

3- Модель сказки «Теремок» (слайд)

Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним. В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный.

Сначала вводятся наглядные модели.

Цель – научить выделять главные события, последовательность изложения, помочь дошкольникам понять принцип замещения, то, что заместители обладают теми же свойствами, что и реальные предметы.

Реальный предмет замещается геометрической фигурой, принцип сохранения размера и цвета не нарушается.

Одни объекты замещаются другими реально- условными.

Сначала достаточно, чтобы ребёнок поднимал соответствующий символ - геометрическую фигуру по ходу рассказывания сказки педагогом.

Потом детей обучают составлять рассказы и сказки, используя наглядные модели и схемы, самостоятельно.

Применение наглядного моделирования развивает умственные способности, т. к. дети учатся сравнивать, обобщать.

Использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом

Наиболее простой вид наглядного моделирования - это модель в форме круга, четырехугольника, полосок разной длины. Модели могут быть разной цветовой гаммы, формы, величины.

Начинать надо с самого простого – научить детей условному изображению любых предметов, умению их классифицировать (любая геометрическая фигура может означать какой-то предмет). Необходимо дать детям возможность высказать свои идеи. Главная цель – показать, что разные предметы могут обозначаться одинаковыми геометрическими фигурами.

В сказке «Теремок» в качестве заместителей можно использовать полоски разной длины соответствующие окраске наших героев. Для лягушки – зеленая полоска, для мышки - серая полоска, для лисы – оранжевая полоска, для медведя – коричневая полоска.

Затем предлагается обозначить предметы не любыми фигурами, а теми, которые они напоминают, закрепляя умение «видеть» абстрактный образ объекта.

4- В использовании наглядного моделирования важно, чтобы ребенок понимал принцип замещения. Поэтому до пересказа того или иного произведения с детьми проговаривается что будет замещать героя. Ребенок самостоятельно может подобрать замещение по цвету, форме, величине. Иногда дети используют 2 цветовые гаммы - темную и светлую. Злых героев обозначают темным цветом (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный и др.,) Добрых: (Василиса Премудрая, Илья Муромец, Иванушка с сестрицей Алёнушкой и др.) - светлым.

Когда дети научатся изображать символами предметы, героев сказок можно предложить составлять модели сказок, в которых можно помимо образов героев, изобразить их действия.

Известный учёный, педагог, детский психолог Леонид Абрамович Венгер доказал, что моделирование повышает уровень умственного развития детей.

Варианты схемы сказки «Теремок»

-1полное изображение персонажей или частичное (головы) -2 изображение характерных признаков (заячьи уши, мышиный хвостик и т. д.)

-3 замена реального предмета его схематичным, упрощённым изображением, здесь соблюдается принцип сохранения формы.

Педагог выбирает вариант схемы сказки, учитывая возраст, уровень познавательного и умственного развития детей.

Виды мнемотаблиц. (слайды)

Работа с мнемотаблицей предполагает наличие у детей умения подбирать к реальному предмету его схематичное (упрощённое изображение) и узнавать реальный предмет в его схематичном изображении.

Картинно- графическую схему разработал педагог, детский психолог Л. А. Венгер

Этапы работы с мнемотаблицей (слайд)

На первом этапе внимание детей привлекаем к каждому символу.

Включаем творческое воображение детей, задавая вопросы: «На что это похоже? Кто тут? Что спряталось в этом рисунке?

Выслушиваем все детские варианты. Принимаем один для нашей сказки или рассказа.

Теперь по схеме можно последовательно рассказать, что зачем идет.

Данное задание предусматривает не только дословный пересказ. Оно направлено на то, чтобы научить детей воспринимать и передавать общий смысл прочитанной сказки, выделять основные происходящие в ней события.

5- Модель русской народной сказки «Репка» (1 вариант)

2 (вариант) Выделим существенные свойства каждого объекта вместе с детьми (усы у дедушки, платочек у бабушки, косички у внучки, стоячие ушки у кошки, длинный хвостик у мышки, репку «спрячем» в жёлтый круг)

З (вариант) При знакомстве детей со сказкой «Репка», героев сказки можно выставлять последовательно друг за другом на фланелеграф, а под ними выкладывать модели их заменяющие.

Например: дедка – большой квадрат, бабка – поменьше, внучка – еще меньше, жучка, мышка – по убывающей. Репку можно обозначить большим желтым кругом. С детьми педагог обговаривает, кого из героев сказки должен замещать тот или иной квадрат. Когда дети освоят заместители, они сами смогут их разложить в нужном порядке и рассказать сказку.

Учась «записывать» сказку, составлять ее модель, дети приобретают очень важное умение – умение выделить в произведении самое главное, изобразить такие опорные сигналы, по которым можно воспроизвести знакомую сказку или придумать новую.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Методика заучивания стихов на основе мнемотаблиц основывается на установлении смысловой связи между словом, словосочетанием, предложением и картинкой.

Суть заключается в следующем: на каждое слово, маленькое словосочетание, предложение придумывается картинка. Таким образом, весь текст «зарисовывается»

Картинка помогает ребёнку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий.

Отрывок из стихотворения Н. В. Нищевой «Ветер и листья»

(слайд) Опорная схема помогает «включить» зрительную память, ассоциативную память («зарисовка» слов бросил, летал)

Этапы работы над стихотворением: (слайд)

1. Выразительное чтение стихотворения педагогом.

2. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. 3. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу

4. Вопросы по содержанию стихотворения, которые помогут детям лучше понять текст, усвоить основную мысль, а педагогу проверить это понимание.

5. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме. Словарную работу можно при необходимости провести за 2-3 дня до занятия. 6- 6 Чтение педагогом отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

8. Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу

9. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

Можно схематично отразить то, о чем говориться в стихотворении, можно выложить картинки последовательно друг за другом

Мнемотаблица к стихотворению И. Токмаковой «Опустел скворечник»

(слайд)

Заучивание с помощью опорной схемы активизирует не только слуховое, но и зрительное внимание ребёнка.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Описательный рассказ об осени. (слайд)

План рассказа 1. Основное изменение в неживой природе - похолодание. 2. Растения осенью. 3. Труд людей осенью. 4. Насекомые осенью. 5. Птицы осенью. 6. Животные осенью.

Мнемотаблицы значительно облегчают детям овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы более чёткими, последовательными, связными.

Содержание одной, двух или четырёх строк рассказа обозначается определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.

Осень (слайд)

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Ведь дети пока лишены возможности что-то себе отметить или записать.

7- При составлении предложений использовались картинки, условные обозначения, схематичные, упрощённые изображения реальных предметов и явлений природы.

С помощью вопросов педагога идёт перекодирование информации.

Пересказ рассказа (слайд)

За два- три дня до чтения рассказа, сказки возможно планирование словарной работы.

Вопросы педагога должны содержать слова и словосочетания, которые мы хотим ввести в активный или пассивный словарь детей. Вопросы должны помочь детям воспроизвести ключевые слова текста, которые помогут понять основную мысль текста.

Формирование словаря (слайд)

Развитие речи невозможно без расширения активного и пассивного словаря детей.

Вариант игры. Педагог озвучивает слова- действия; слова – признаки, а дети подбирают соответствующие картинки.

Затем отрабатывается приём обратной связи (картинка, вопрос- ответ). Данная игра предполагает наличие у детей соответствующих знаний, которые они приобрели в процессе ознакомления с окружающим миром, в разных видах деятельности.

Составление рассказов - описаний о фруктах и овощах

по схеме. (слайд)

Предварительная работа:

1. Закреплять обобщающие понятия : «Овощи», «Фрукты. 2. Соотносить внешний вид овощей и фруктов с геометрическими фигурами. 3. Упражнять детей в нахождении сходства и различия между предложенной парой (двумя фруктами, двумя овощами, овощем и фруктом) по плану.

4. Приготовление полезных и вкусных блюд из из овощей и фруктов родителями с детьми в домашних условиях. Составление рассказа родителями в письменной форме о приготовленном блюде.

8- Описательный рассказ о яблоке. (слайд)

Составление рассказов- описаний о домашних животных.

Предварительная работа.

Расширить и углубить представления детей о домашних животных и их детёнышах, условиях их жизни, питании, значении животных в жизни человека.

Научить детей замечать отличительные особенности животных Продолжать учить отгадывать загадки о животных и обосновывать свою отгадку.

Чтение стихотворений и потешек о домашних животных.

Развивать познавательный интерес, способность к символическим замещениям,

Описательный рассказ о корове. (слайд)

Речевая игра (слайд)

Это стихи, в которых есть сюжет и есть действие.

Принцип речевой игры прост: о чём говорю, то и показываю.

Этапы работы.

1. Заучивание текста. 2. Придумывание движений, сопровождающих текст.

Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребёнка,

Делают речь ребёнка интонационно-богатой, выразительной.

Мнемотаблица к стихотворению «Снегири» (слайд)

Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Составление рассказа о снегире (слайд)

Загадка-рассказ о птице доступна детям при условии наличия у детей знаний об этой птице и о птицах, представленных детям для сравнения.

Мнемосхема помогает выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т. е. произвести анализ загадки; сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т. е. произвести синтез. На основе соотнесённых признаков и выявленных связей сделать вывод, т. е. отгадать загадку.

9- Загадка о еже. (слайд)

Сравнение - самый распространённый приём образной речи.

Загадки развивают ассоциативное мышление, логическое мышление, образную речь, активный и пассивный словарь.

Загадка про репку (слайд)

Предложите вниманию детей схему к загадке и три изображения (жёлтую круглую репу с хвостиком; яблоко круглое жёлтое; жёлтую грушу, имеющую форму лампочки)

Опираясь на схему (на наглядность) дети вычленяют характерные признаки загадываемого объекта, т. е. проводят анализ загадки.

Все эти признаки они находят в одном предмете, т. е в репке

Дети провели синтез загадки.

Картинно-графическая схема к потешке «Наша Маша» Н. Бурачевской (слайд)

Заучивание стихов на основе картинно-графических схем особенно актуально для детей с речевыми нарушениями, которые отличаются низким уровнем внимания, сниженной вербальной памятью и продуктивностью запоминания, низкой активностью отсроченного воспроизведения, отстают в развитии наглядно-образного мышления, что значительно обедняет и сокращает их пассивный и активный словарь.

При этом картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения детям представляются цветные предметные картинки

Картинно-графическая схема к загадке «Красные горошки» (слайд)

Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательно – речевых задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Все выше перечисленное – это только определенные виды деятельности детей по познавательно- речевому развитию.

(слайд)

Публикации по теме:

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольникаИспользование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Мастер-класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников» - Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть сегодня друзья! Прошу отвечать громко «Нет» или «Да». Пришли вы на мастер-класс, а сил.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотехники и наглядного моделирования в познавательно-речевом развитии дошкольников
Опубликовано: 5 сентября 2023 в 11:23
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование мнемотехники и наглядного моделирования в познавательно-речевом развитии дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Галина Сафронова (УИ 1632391) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД