Белоусова Светлана Ивановна
Использование мнемотехнических приемов для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
▼ Скачать + Заказать документы
]Использование мнемотехнических приемов для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Связная речь старших дошкольников является мощным резервом их умственного развития. К сожалению, в современном мире у детей всё чаще и чаще наблюдаются различные речевые нарушения, которые сильно ограничивают их взаимодействие с окружающим миром. Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития личности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему будет высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Тем легче ему будет строить отношения в современном мире.
Публикация «Использование мнемотехнических приемов для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2021
Образная, обогащенная синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста сейчас явление достаточно редкое. Недостаточное развитие связной речи у ребенка в большинстве случаев сочетается с нарушение интеллекта, что отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности в целом.
Причины возникновения этих нарушений разнообразны и глубокому сожалению детей с общим недоразвитием становится все больше и больше. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности.
В речи современных детей присутствует множество проблем: — маленький словарный запас, а, следовательно, неспособность составлять распространенные предложения; — бедность диалогическая речи, а, следовательно, неспособность грамотно и доступно формулировать вопросы, строить ответы; — бедная монологическая речь а, следовательно, неспособность составлять сюжетные или описательные рассказы на предложенные темы, пересказывать тексты; Такое слабое речевое развитие накладывает свой отпечаток на формирование и других психических процессов: у детей наблюдается сниженное внимание, пониженная вербальная память, а также низкая продуктивность запоминания.
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи. Скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое
В силу этих и других причин дети с тяжелыми нарушениями речи не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Связная речь, как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Одним из основных направлений работы является познавательное и речевое развитие, проблемы которого особенно актуальны.
Нам очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании. Чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разных рассказов. Ему предлагаются полезные и интересные виды работ.
Конечно, своевременно начатое и правильно организованное обучение таких детей позволяет предотвращать или хотя бы смягчить эти вторичные по своему характеру нарушения. Исходя из того, что в настоящее время дети перенасыщены информацией, нужно, чтобы процесс обучения стал для них занимательным, интересным и в тоже время развивающим. Для достижения наилучших результатов в обучении связной речи детей также с ОВЗ, следует применять наряду со стандартными методиками, дополнительные технологии, посредством которых возможно, хотя бы немного сократить количество появляющихся трудностей в развитии детей данной группы.
Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Известный факт, что наглядный материал у дошкольников усваивается гораздо эффективнее, позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительно полученную информацию, сохранять и воспроизводить её, в связи с чем, в настоящее время не перестает быть актуальной такое средство развития как мнемотехника.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Цель обучения с её использованием, прежде всего развитие памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, а также развитие мышления, внимания, воображения. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти состоит в том, что, «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное запоминание становится опосредствованным».
Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. Важность мнемотехники для детей дошкольного возраста с ОВЗ определяется тем, что именно в этом возрасте у детей доминирует наглядно-образная память, и запоминание имеет чаще всего непроизвольный характер: маленькие дети лучше запоминают явления, предметы, факты и события, присущи их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники упрощают процесс запоминания у детей и значительно расширяют объём их памяти путём появления дополнительных ассоциаций. Основной «секрет» мнемотехники достаточно прост : когда человек в своём воображении сопоставляет несколько зрительных образов, мозг запоминает эту взаимосвязь.
Эффективны следующие методы: метод «крокирования» (от франц. сroquis – чертеж, схема, набросок); метод, использующий образное мышление (эйдетизм); метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»); метод трансформации (превращения); метод Цицерона; метод опор. Более доступным и широко применяемым является метод «крокирования» – использование чертежей, схем, набросков, зарисовок. При помощи этого метода очень хорошо проводить работу над словарем в рамках определенной лексической темы, а также кодировать стихотворения. Зарисовка слов дает возможность развивать воображение, мышление, творческие способности детей, способствует запоминанию слов, заставляет думать. Очень эффективен прием зарисовки на начальном этапе обучения игре «Цепочка слов», в которой дети делают для себя наброски, изображая услышанное слово. Таким образом, у детей получается цепочка рисунков, и они легко вспоминают все слова. Эту игру можно усложнить, предложить закрыть свои подсказки и вспомнить, что было нарисовано, а еще можно вспомнить и воспроизвести наброски по памяти на другом листочке. Дальше мы рассмотрим коллаж. Коллаж – это определенный формат картона или плотный лист бумаги, на который наклеиваются или накладываются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Используя коллаж, мы выполняем следующие задачи: - закрепление различных методов запоминания; - развитие фотографической памяти; - расширение словарного запаса, умения рассуждать, рассказывать. Технология мнемотехники позволяет развить общие способности детей с проблемами без умственных и психофизических перегрузок, т. е. адаптировать их к будущему учебному процессу, а также научить применять рациональные приемы обработки информации, подобрать индивидуальный «ключ» запоминания и обработки информации для каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей мышления.
В настоящее время использование мнемотехники приобретает все большую популярность в связи с эффективностью ее приемов, которые используются в логопедической работе с детьми, развитие речи которых не подчиняется традиционным,и в будущем при воспоминании по одному из образов этой ассоциации его мозг воссоздаёт все ранее сопоставленные образы.
Работа по данной методики строится по принципу «от простого к сложному», начиная свою программу с мнемоквадратов, постепенно переходя в мнемодорожки и завершаясь наиболее сложной формой – мнемотаблицей. Весь процесс коррекции включает в себя 8 этапов. Первый этап является вводным во всем последующем процесс, на котором ребенка настраивают на долгую, последовательную и качественную работу над своей речью. Детей знакомят с элементами схем и символов. Например: обозначения цвета, формы, величины, действия. На втором этапе происходит усложнение элементов опорных схем, символов. В дальнейшем для закрепления изученного материала проводится использование схем и символов во всех видах непосредственной образовательной деятельности. Этап под номером три отличается от предыдущих вводимых приемов отрицания, или же от противного. Например: не гладкий, не сладкий и т. п. Четвертый этап характеризуется обучением слиянию нескольких символов, т. е. «чтения» цепочки символов. Далее, на пятом этапе детям предоставляют возможность самостоятельного размышления и подбора соответствующего изображения, символизирующего какое-либо качество. Путем данной техники у ребенка прививают умение обосновывать собственный выбор. Следующий шестой активный этап разбора и рассматривания содержимого таблиц, при помощи которого идет осознание изображенного и его сопоставления с речевым образцом. В процессе седьмого этапа педагоги учат детей перекодированию информации, т. е. преобразованию из абстрактных символов в образы. И восьмой - заключительный этап, который подразумевает под собой уже самостоятельное предсказывание сказки или рассказа по заданной теме. На данном этапе совершенствуется структура речи, выразительность, умение построения предложения. Мнемотехника помогает при автоматизации поставленных звуков у детей, ведь куда интересней вспоминать и повторять чистоговорки, пословицы и скороговорки опираясь на веселые рисунки.
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием приемов мнемотехники, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников даё т свои положительные результаты: речь детей улучшается. Увеличивается круг знаний об окружающем мире. Появляется желание составлять предложения. Дети учатся правильно оформлять свою мысль в виде предложений.
С удовольствием составляют рассказы, пересказывают тексты, придумывают интересные истории, загадки. Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек. Словарный запас детей из пассивного (в основном) превращается в активный и обогащается до уровня необходимого ребенку в школе.
Вывод: мнемотехника является очень эффективным методом, который может использоваться в работе с детьми дошкольного возраста. Она помогает достичь высоких результатов в развитии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 297 с. 2.
2. Афонькина, Ю. А., Урунтаева Г. А. «Знакомим малышей с окружающим миром» — М: «Просвещение», Учебная литература, 1977.
3. Бизикова, О. А. Теория и методика развития речи дошкольников в определениях, таблицах и схемах [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учебных заведений / О. А. Бизикова, Н. С. Малетина. – Екатеринбург : Издатель Калинина Г. П., 2009. – 86 с.
4. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004
5. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М., 2007
6. Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 [с. 51-54.] 4. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, [с. 102-115.] ©Коновалова Е. Г., 2018
7.. Кольцова, М. М. Реб нок учится говорить [Электронный ресурс] / М. М. Кольцова. – М. : Советская Россия, 1979. – 192 с. – Режим доступа: https://pedlib.ru/books.php?part=Books&dir=5/0362&num_page=1. – 22.11.2016.
8. Белякова, Л. И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов [Текст] / Л. И. Белякова. – Воронеж : МОДЭК, 2001. – 256 с.
.