Елена Борзенко
Использование развивающих технологий в речевом развитии дошкольников
▼ Скачать
Доклад
на районном методическом
объединении воспитателей:
«Использование развивающих технологий в речевом развитии дошкольников» (из опыта работы).
Цель: развитие всех сторон речи дошкольников с использованием речевых технологий.
Публикация «Использование развивающих технологий в речевом развитии дошкольников» размещена в разделах
Считаю, что использование речевых технологий на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность.
Для достижения поставленной цели, мною были определены следующие задачи:
1. Организовать ситуации вступления в коммуникацию (общение) детей со сверстниками и взрослыми.
2. Создать предметно-развивающею речевую среду в группе ДОУ.
3. Реализовать систему игр, направленную на развитие речи детей дошкольного возраста.
4. Развивать и совершенствовать все стороны речи каждого ребёнка (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь) средствами разнообразных речевых технологий.
5. Развивать мелкую моторику рук.
Поставленные задачи реализуются в непосредственной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей.
Используются различные методы : наглядные, практические, словесные.
Данный опыт разработан для воспитателей ДОУ, призван заинтересовать педагогов и родителей проблемой развития речи у детей дошкольного возраста с использованием речевых технологий.
Уважаемые коллеги!
Тема моего выступления: «Использование развивающих технологий в речевом развитии дошкольников».
В наш век инновационных технологий книга перестала быть в приоритете. Забыты семейные чтения, обсуждения прочитанных книг. Дети увлечены компьютерными играми, где умение говорить не требуется.
В связи с этим, я хочу поделиться опытом своей работы по речевому развитию дошкольников.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; звуковой культуры речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Она предполагает участие небольшой подгруппы детей: от 3 до 8 в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера : 1) научить способам доброжелательного общения с собеседником; 2) научить задавать вопросы; 3) учить обобщать полученные сведения в единый рассказ.
Еще одна форма речевого развития детей – сценарии активизирующего общения – обучение игровому (диалогическому) общению. Такая форма включает разговоры с детьми, дидактические, подвижные игры; инсценировки, драматизации и многое другое. При организации ситуаций общения я «иду от детей», т. е. нахожу эти ситуации в детской деятельности и использую их для развития речи ребенка.
Я хочу познакомить вас с продуктивными видами деятельности, которые влияют на речевое развитие ребенка.
В своей работе я использую конструкторы Лего. Предлагаю детям придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую. По ходу рассказывания дети осуществляют данное превращение. Созданные постройки Лего мы используем в играх – театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом того или иного литературного произведения, а также имеются элементы творчества. Данное использование Лего-конструирования способствует речевому развитию : во время постройки персонажа, ребенок описывает своего героя. Также дети придумывают свое окончание знакомой сказки.
В своей работе по стимулированию речевого развития дошкольников я использую нетрадиционные прием – изосказка. Начинаю эту работу с младшей группы. Садимся с детьми за стол. Берем по нескольку кусочков пластилина. Пока я рассказываю сказку, быстрыми движениями способом вытягивания я леплю сказочных героев. Дети лепят вместе со мной. У них идет разминка мелкой мускулатуры пальцев рук. А звучащая сказка является естественным продолжением их действий. Причем дети, знающие сказку, активно помогают мне в ее рассказывании.
Пример: - Посадил дед репку (леплю ее, показываю детям. Что посадил дед? Покажите свою репку.
- Выросла репка большая - пребольшая (вытягиваю репку). Какая выросла репка? Покажите свою репку и т. д.
Так рождается «пластилиновая сказка». Дети быстро в процессе лепки запоминают ее. Во второй половине дня мы эту сказку обыгрываем, используя героев, сделанных своими руками.
Когда у детей формируются элементарные навыки в рисовании (2-я половина года, я использую прием изосказка в сочетании сказка – рисунок по той же схеме.
В средней группе прием изосказка я использую во время организации образовательной деятельности в режиме дня. Можно использовать изосказку в сочетании с настольными играми типа: «Сказочный калейдоскоп»; «Придумай сказку». В ходе таких игр дети придумывают сюжет сказки, одновременно прорисовывая и озвучивая его.
Хочется отдельно остановиться на роли развития мелкой моторики пальцев рук в формировании речи ребенка. Йосиро Цуцумиси утверждал, что «кончики пальцев рук – это второй головной мозг».
Еще одна нетрадиционная форма работы по речевому развитию является Су-Джок терапия («Су» - кисть, «Джок» - стопа). Я заинтересовалась этой лечебной системой и уже несколько лет использую ее в своей работе каждый день. С помощью Су-Джок терапии стимулируются определенные точки на теле. Благодаря этому можно развивать речевую сферу ребенка, регулируется функционирование внутренних органов.
Хочу познакомить вас с приемами Су-Джок терапии.
Массаж специальным шариком.
Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Покатывая ширик между ладонями, дети массируют мышцы рук:
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
В каждом шарике есть «волшебное» кольцо. И это следующий прием: Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо надеваем на палец и массируем до появления ощущения тепла:
1-2-3-4-5, вышли пальцы погулять.
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.
Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются:
а) Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект;
б) Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно;
в) Универсальность - Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
г) Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок (они продаются в аптеке и не требуют больших затрат).
На основании вышесказанного, хочу сделать вывод: Различные формы работы ресурсны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетенции, если:
- дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу;
- обогащают, уточняют, активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания;
- педагог выступает не жестким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует свое коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребенку стать активным коммуникатором.
Все перечисленные приемы я рекомендовала педагогам нашего д/сада и родителям для использования в домашних условиях. С этой целью я провела для них консультации и семинары – практикумы.