Лучший педагог года

Использование мнемотаблиц при составлении описательных рассказов

Анастасия Марьина
Использование мнемотаблиц при составлении описательных рассказов

Одна из основных задач работы с детьми с ОНР по развитию связной речи является обучение составлению описательных рассказов о предмете.

При составление описательного рассказа о предметах у детей с ОНР возникают большие трудности:

1. Самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки.

2. Установить последовательность изложения выявленных признаков.

3. Удержать в памяти эту последовательность, которая является планом рассказа описания.

Публикация «Использование мнемотаблиц при составлении описательных рассказов» размещена в разделах

Поэтому московский логопед Т. А. Ткаченко разработала систему занятий для детей с ОНР. Она обратила внимание на факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

1. Наглядность - рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

2. Создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный советский психолог Л. С. Выготский.

Наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными.

Этапы работы:

Подготовительный этап. В подготовительный этап входит работа по ознакомлению с условными обозначениями (мнемоквадрат, мнемодорожки).

Прежде чем начать работу по схеме, предложенной Т. А. Ткаченко, дети должны уметь выделять наиболее существенные признаки объекта описания. Педагог на занятиях учит группировать предметы по форме, цвету, размеру и т. д. При составлении рассказов о фруктах, овощах с детьми проводятся игры: «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «Собери фрукты по цвету». При составлении рассказов о животных, воспитатель читает детям познавательные рассказы из детских энциклопедий.

На подготовительном этапе эффективно использование методики Синквейн.

Синквейн составляется по определенному алгоритму:

1. Первая строка (тема) – это явление или предмет, о котором пойд т речь. Чаще всего в начале пишется слово или небольшое словосочетание. Это местомение или существительное, отвечающие на вопрос: кто? что?

2. Вторая строка – словосочетание, описывающие характеристики и признаки выбранного предмета или явления. Обычно это прилагательные или причастия, отвечающие на вопрос: какой? какая? какое? какие?

3. Третья строка – три слова, которые описывают действия, обычные для этого явления или объекта.

4. Четв ртая строка (состоит из четыр х слов) – личное отношение к данному предмету.

5. Пятая строка (одно слово или словосочетание) –суть предмета или явления (синоним, обобщающее слово).

(котенок-черный, пушисты. Играет, спит, ест. Он мой друг. Домашнее животное.)

1 этап. Коллективное составление описательного рассказа по схеме.

Начиная со второго периода первого года обучения следует переходить к формированию у детей навыков планирования небольшого по объему рассказа – описания.

На первом этапе используется готовая схема. Рассказ составляем коллективно, каждый ребенок озвучивает только свою часть рассказа по картинно-графической схеме.

Наборы данных картинок-схем прилагаются к каждой лексической теме.

При описании игрушек и предметов быта добавляются характеристики действия с данным предметом, составляющие, материал. При описании животных, птиц добавляется карточка-схема со слуховым анализатором, по которой дети описывают, кто издает какие звуки.

2 этап. Составление описательных рассказов каждым ребенком.

Дети самостоятельно составляют рассказы – описания, используя схему. Предложенная схема подсказывает ребенку последовательность рассказывания. Педагог должен показать, что в рассказе нет жесткой программы, начинаем рассказ

Эффективным при обучении детей с ОНР является прием параллельного описания, логопедом и ребенком двух однотипных предметов (например, двух кукол, отличающихся цветом волос, глаз, одежды и др.). Логопед, а вслед за ним, и ребенок составляют описание предмета по частям, называя одни и те же признаки. Например,

ЛОГОПЕД: РЕБЕНОК

Это кошка. У меня тоже кошка.

У меня кошка серая, У меня кошка вся черная.

с черными полосками. Лапки тоже белые.

Лапки у нее беленькие. Шерсть у кошки пушистая.

Шерсть у кошки мягкая, пушистая. Уши у кошки маленькие.

Уши у кошки маленькие, острые.

Глаза у нее зеленые.

У кошки длинные усы….

3 этап. Коллективное составление схемы-плана к составлению описательного рассказа.

На следующем этапе обучения составлению описательного рассказа, мы продолжаем использовать схемы, но не готовые, а составленные на занятии самими детьми. с любой карты-схемы и рассказываем в любой последовательности. Задачу можно разнообразить. Кроме составления рассказов, дети составляют загадки – описания с опорой на схему, а также отгадывают загадки при помощи самостоятельно поставленных вопросов с опорой на схему.

По мере усвоения навыков описания непосредственно воспринимаемого предмета рекомендую вводить в обучения некоторые новые виды работы: описание предмета по памяти, по собственному рисунку (конец первого – второй год обучения).

4 этап. Самостоятельное составление плана и рассказа.

На этом этапе мы предлагаем детям дома самостоятельно составить описательный рассказ и его схему. Дети приносят на занятия свои схемы и составляют по ним рассказы на заданную тему.

Это этап индивидуального составления схемы. Таким образом, переход к каждому новому этапу выражается во все большей самостоятельности при составлении описательного рассказа, и вся проделанная работа подготавливает детей к составлению самостоятельного описательного рассказа, без опоры на схему. И на этом этапе отказ от схемы уже не оказывает большого влияния на качество описательного рассказа.

Эффективными приемами для усвоения навыков самостоятельного описания является рассказ от первого лица.

Рассказ от первого лица (игра «Я – герой») позволяет ввести в описательный рассказ элементы повествования, вносит динамику. Дети превращаются в обитателей леса, птиц, разные деревья, виды транспорта и рассказывают слушателям о себе.

Например, рассказ «Животные жарких стран».

Здравствуйте, ребята! Я – маленький жираф. Я живу в далекой Африке. Я такой высокий, что могу заглянуть в окно третьего этажа. Моя шкура оранжевая с коричневыми пятнами. Я длинношеий, длинноногий и короткохвостый. Я люблю есть листья, почки и ветки деревьев. Я не домашнее животное и не приношу людям пользу, но я очень красивый и добрый.

5 этап. Составление сравнительных рассказов.

Кроме схем для описания одного предмета, коллективно составляем схемы для последовательного сравнительного описания двух предметов, где дети сначала выделяют сходные признаки предмета и обговаривают, как их обозначить. Затем дети выделяют отличительные признаки.

Прежде чем приступить к сравнительному описанию двух предметов, проводим с детьми следующие игровые упражнения: «Подскажи слово», «Найди отличия», «Скажи наоборот», «Два предмета», «Чем похожи, чем отличаются»Учим детей определять общие признаки: обобщающие понятия, форма, цвет, вкусовые качества. Если рассказ о животном — среда обитания, питание, внешний вид и т. д. Затем рассказываем, чем отличаются эти предметы, объекты.

Для составления описательных рассказов кроме предметно-схематических моделей Ткаченко Т. А., сенсорно-графические схемы Воробьевой Валентина Константиновна (их основа это сенсорные каналы для получения информации, Бойкова С. В., Нищева Наталья Валентиновна.

В результате работы с картинками-схемами дети могут самостоятельно составить собственный описательный рассказ о любом предмете.

Публикации по теме:

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование мнемотаблиц в работе с дошкольниками по теме «Зима»Использование мнемотаблиц в работе с дошкольниками по теме «Зима» Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов о зиме»Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов о зиме» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. "Составление описательных рассказов о зиме". Цель: создавать условия для развития речи детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотаблиц при составлении описательных рассказов
Опубликовано: 5 июня 2024 в 08:25
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование мнемотаблиц при составлении описательных рассказов» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Марьина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 июля. День Нептуна. Передвижка «Правила поведения на воде для детей»

15 июля — это середина лета или по-морскому, экватор. А значит, самое время отметить праздник повелителя морей и океанов, грозного Нептуна. 

12 июля. День косоворотки. Передвижка «Русская рубаха — косоворотка»

 В 2019 году общественные организации России выступили с инициативой празднования Дня косоворотки. Этот праздник призван продвигать положительный образ русской культуры — как в России, так и за...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД