Позднякова Елена Алексеевна
Использование мягких модулей на физкультурных занятиях с детьми раннего возраста
▼ Скачать
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым»
Жан Жак Руссо
В последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Медицинские и педагогические службы констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствие нормам развития детей, неполноценность их здоровья. Это касается в первую очередь нервной системы и опорно-двигательного аппарата.
Публикация «Использование мягких модулей на физкультурных занятиях с детьми раннего возраста» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Основной из главных задач в работе детских дошкольных учреждений является поддержание и укрепление здоровья детей. Эта задача важна для достижения определенной цели – формирование гармонически развитой личности, как со стороны физического, так и духовного развития ребенка.
В раннем возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Единая основа проблем физического и нервно-психического развития детей обусловила создание двигательных программ развития ребенка. Поэтому внедрение инновационных технологий и оздоровительных мер, стала первоочередной и своевременной задачей.
В нашем Доме ребенка ведется комплексная и целенаправленная работа по созданию двигательного режима и укрепления здоровья детей. Используются разнообразные формы двигательной деятельности, необходимые для полноценного физического развития.
Физкультурные занятия являются одной из организованных форм воспитания и обучения детей движениям (двигательным навыкам и умениям, развития физических качеств. А использование физкультурных занятий нетрадиционной направленности, которые учитывают особенности мотивов и потребностей детей, приобретает особую остроту.
Использование нетрадиционных физкультурных занятий обеспечивает повышение интереса к физкультуре и улучшению здоровья, если:
— положить в основу нетрадиционных форм физкультурных занятий следующие критерии : интерес детей к физкультуре, уровень физической подготовленности и состояния здоровья, поэтапная сложность содержания физкультурных занятий;
— продумать специально организованную методику проведения физкультурных занятий, включающую отбор форм проведения, содержания, методов и приёмов;
— создать систему интересных физкультурных занятий;
На таких занятиях используется нетрадиционное оборудование, это: различные тренажеры, утяжеленные мячи, мягкие модули, тактильные дорожки и т. д.
Так, например, занятия с использованием мягких модулей из полифункционального набора «Гномик».
Что представляет собой полифункциональный набор «Гномик»?
Полифункциональный набор «Гномик» - это современный детский конструктор, который предназначен для использования в игровых комнатах, физкультурных и музыкальных залах. Это автодидактический материал, в процессе взаимодействия с которым у детей формируются различные представления об объектах окружающего мира: цвете, форме, количестве. С помощью набора «Гномик» дети могут моделировать различные конструкции, которые затем используют в игровой деятельности, на музыкальных и физкультурных занятиях.
Игры с мягкими модулями развивают целенаправленные движения детей. Детали набора используются на занятиях как спортивные снаряды, для упражнений в равновесии – это ходьба и бег, остановка по сигналу во время движения, приземление в прыжке в точно обозначенное место, упражнений с элементами ползания, катания и прокатывания предметов. Если расположить модули определенным образом, например: по прямой или извилистой линии, то они становятся удобными ориентирами для передвижения детей в пространстве.
Для развития устойчивости, вестибулярного аппарата, а, в целом, двигательного опыта детей, наиболее эффективны упражнения, выполняемые на опорах уменьшенной площади или приподнятых над уровнем пола. Эти упражнения требуют определённых физических и волевых усилий и формируют специфические мышечные ощущения. Элементы полифункционального набора «Гномик» могут с успехом использоваться в качестве таких опор.
Различные по цвету и форме детали набора «Гномик» позволяют закреплять представления детей об основных цветах, геометрических фигурах, а их мягкую фактуру можно сравнить с жесткой поверхностью пола. Такое свойство модулей, как упругость, позволяет применять их в качестве амортизаторов в упражнениях с сопротивлением, направленных на развитие силовых способностей детей. Ведь недаром эти модули называют мягкими. Мягкая поверхность мата, «мостика», «бревна» создаёт дополнительную нагрузку на вестибулярный аппарат ребёнка, что особенно важно для развития функции равновесия.
Для ознакомления со свойствами материалов, из которых изготовлен набор «Гномик», на занятиях по физическому воспитанию детям предлагается походить по брускам, цилиндрам, треугольным призмам. Детали набора раскладываются в виде дорожки, то есть друг за другом. Дети могут пройти по ним (при этом детали раздвигаются на одинаковое или разное расстояние, поупражняться в перешагивании через них и т. д. Детали набора могут чередоваться по цвету, форме, величине. В ходе таких упражнений дети познают свойства и качества таких модулей : они мягкие на ощупь (дети трогают их руками, встают на них); они разного цвета и разной величины (дети рассматривают и называют цвет и форму каждой детали, сравнивают их по величине и т. д.).
В процессе нетрадиционных физкультурных занятий могут использоваться как весь набор «Гномик» так, и отдельные его детали. Разнообразие упражнений, движений, игр зависит от творческого подхода взрослого, от его умения быстро ориентироваться в ситуации занятия с детьми. Следует отметить, что занятия с детьми, имеющими отклонения в речевом и физическом развитии, обязательно должны сопровождаться объяснением, речевой инструкцией, показом игровых приемов, в отдельных случаях обязательной страховкой детей взрослым.
Занимаясь с мягкими модулями в вводной части занятия, дети овладевают навыками построения в колонну или шеренгу, ориентируясь на определённый модуль, учатся ходить по прямой линии с изменением направления (вокруг модуля или модулей). Они осваивают приемы бега по неровной (мягкой) поверхности с изменением направления, выполняют упражнения, в которых нужно пробежать между модулями, от одного ориентира до другого; в указанное место, обозначенное одним из модулей. В этой части занятия у детей развиваются такие физические качества, как быстрота, выносливость, ловкость, внимание, ориентировка в пространстве.
В основной части занятия используются мягкие модули для развития основных движений, например: упражнения в равновесии, ползании и лазании, прыжках и подпрыгивании, катание и прокатывании предметов. Для обучения детей упражнениям в равновесии используются различные брусы, цилиндры, кубы для ходьбы по ограниченной поверхности, перешагивания, для ходьбы между предметами и т. д. Особенно эффективно применение полифункционального игрового оборудования для обучения детей ползанию и лазанию. Детям предлагается проползти на четвереньках под арку, построенную из модулей, ползать в заданном направлении между модулями, вокруг них, перелезть через большие цилиндры, бревна или влезать на них со страховкой взрослого.
При применении мягких модулей в прыжках дети учатся подпрыгивать на мягкой поверхности на месте и с продвижением вперед, прыгать в длину с места с приземлением на мягкую поверхность, спрыгивать с высоты, приземляясь на обе ноги, прыгать по ориентирам между модулей.
Для упражнений в катании и прокатывании предметов используются плоские цилиндры средних и малых размеров: прокатывание между модулями, по извилистой дорожке, в прямом направлении из разных положений (сидя на полу, стоя) и т. д. В этой части занятия развиваются такие двигательные умения и навыки как глазомер, координация движений, ориентировка в пространстве.
В заключительной части занятия используются мягкие модули для восстановления дыхания и спокойной ходьбы.
Упражнения с использованием мягких модулей могут включаться не только в физкультурные занятия, но и в утреннюю гимнастику, спортивные праздники и досуги детей.