Елена Тришкина
Использование методов ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый маленький художник, творческий человечек творит, чувствует и мыслит по-своему, каждому из них мир открывается по-разному в зависимости от внутреннего состояния, ощущения, эмоциональности. Свою задачу я вижу в побуждении ребёнка к творчеству. Хочется помочь ему преодолеть неуверенность в себе, показать ему всё многообразие творческого процесса, заставить его почувствовать себя изобретателем, архитектором, дизайнером. Детская фантазия не имеет границ, нужно только дать ей толчок.
Публикация «Использование методов ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
В ТРИЗ- технологии я использую прием «коллаж» - комбинированные изображения с помощью вспомогательного материала. Обучение технике «коллаж» проходит в несколько этапов:
1. Используются простейшие обрезки бумаги или оракала, на выбор и задание «На что это похоже?»
2. Форма обрезков оракала усложняется, они становятся более фигурными, предлагается задание: «Дорисуй», «Преврати».
3. На одном листе приклеиваются несколько обрезков оракала. Эти обрезки с дорисовкой нужно объединить в один сюжет или рисунок. Нужно дать название рисунку.
4. Сложные по форме наклейки оракала предлагается превратить в конкретный предмет, например: машину (тематическая направленность).
5. Индивидуальные работы детей, объединенные одной темой, размещаются на один формат. /См. Приложение/.
Например: рисование на тему «Автофантазии» (старший, подготовительный возраст). Цель : -дорисовать, превратить обрезки оракала, наклеенные на листок в фантастическую машину. Материал: тёмный лист бумаги, зеркальный золотой и серебристый оракал (обрезки, гелиевые «серебристые» и «золотые» ручки или
Описание приё ма :
1)Оракал произвольно наклеиваются на тёмный фон детьми или с помощью воспитателя (можно выбрать готовые заготовки).
2) Превращение зеркального кусочка с помощью гелиевых ручек в блестящий фантастический автомобиль.
3)Дорисовка недостающих деталей, а так же придумывание различных дополнений (водитель, пассажиры, украшения и др.) .
Есть несколько вариантов этого задания: «Архитектурные фантазии», «Чёрные машины на цветном фоне», «Сказочные образы» и др. /См. Приложение/.
Как разновидность техники коллажа использую прием «Заполни трафарет», когда детям предлагается заполнить крупное трафаретное линейное изображение на определенную тему, например: «Эти разные Кошки». Цель: научить детей рисовать кошку в различных позах (сидит, лежит, ест, играет, передавая ее характер, настроение, пушистость и др. Материал : трафареты кошек из оракала, маркеры, лист белого пластика.
Описание приё ма :
1) Трафареты кошек, наклеиваются воспитателем на пластиковую поверхность.
2) Дети маркерами дорисовывают недостающие части тела кошек, передают движения, позу кошки (ест, наблюдает, сидит, ловит, придают ей пушистость и окрас. /См. Приложение/.
Один из интересных приёмов ТРИЗ, которые использую в работе с детьми - «кляксография», он помогает развивать воображение, фантазию, ассоциативное мышление. Детям предлагается соотнести бесформенное пятно «кляксу» с предметами окружающего мира.
В средней группе простейшая клякса превращается во что- либо или в кого- либо. С о старшими детьми используется прием, когда клякса раздувается с помощью трубки, появляется фантастическое дерево, букеты сказочных цветов, необычное животное (к кляксам подрисовываются стволы, цветы, хвосты и др.)
В подготовительной группе клякса расплывается по сырому листу, а затем превращается в заданное животное. Например, тема: «Здравствуйте, кошки» (кляксография по-сырому). Цель: превращение мокрого расплывшегося тёмного пятна краски в «живую» кошку. Материал: мокрый лист бумаги, тушь, гуашь, кисти
Описание приё ма:
1)Ставится произвольная клякса на мокрый лист бумаги.
2)Расплывшуюся кляксу нужно превратить в кошку, которая лежит, бежит, играет, ест, охотится и др.
3) Корректировка движения с помощью кисти
4) Дорисовка кошке усов, глаз, ушей, хвоста и др.
5) Заполнение пространства (мячик, мышка, бантик и др.)
Для развития творческих способностей детей эффективен приём «оживление», в котором я использую трафареты и шаблоны букв и цифр.
1. В начале дети учатся обводить шаблоны и трафареты букв и цифр, раскрашивать, дорисовывать.
2. Далее им предлагается оживлять, превращать скучные буквы и цифры в интересные образы и предметы, например: «Ш» в паровоз, «А» в человека.
3. Следующий этап - заполнение буквы или цифры красивым узором с помощью графических материалов (фломастеры, гелиевые ручки, карандаши, мелки).
4. Итоговой работой может быть «оживление» шаблонов букв и цифр на заданную тему.
Например, прием «оживления» был использован в рисовании на тему : «Разработка эскиза указателя города Тольятти» (подготовительная группа)
Материал: шаблоны букв, из которых состоит слово Тольятти, гелиевые ручки чёрного цвета, простые карандаши, цветная бумага, белый картон. Цель: отразить в названии города характерные особенности Тольятти с помощью приёма «оживление буквы». Составить из превращённых букв название города
Описание приё ма :
1)Готовый шаблон буквы обводится карандашом.
2)Превратить букву во что либо или в кого либо, например : букву О в автомобиль, Т - в многоэтажный дом, И - в мальчика и девочку.
3) Чтобы буква прочитывалась, она обводится толстой линией, все детали дополняются гелиевой ручкой.
4) Внутреннее пространство буквы тоже заполняется рисунком
5) Буквы вырезаются и составляются на тонированном фоне
Проходя разными путями в творчестве всегда можно отыскать новые. Занятия с использованием приемов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом и почувствовать себя творцом.