Ирина Третьякова
Использование метода сказкотерапии в работе учителя-логопеда по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
В настоящее время возросли требования к развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Выпуская детей из детского сада, ребёнок должен достигнуть определённого уровня развития речевой активности, владения грамматическим строем речи и словарем, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития речи. Формирование её у детей - изначально сложный процесс даже при отсутствии патологии в речевом развитии. Он многократно усложняется, если у ребёнка наблюдается недоразвитие речи.
Публикация «Использование метода сказкотерапии в работе учителя-логопеда по развитию речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Темочки
Повышение качества образования детей с нарушениями в речевом развитии является одним из важных направлений модернизации дошкольного образования. Распространённость речевых дефектов у детей дошкольного возраста и необходимость их коррекции требует от учителя – логопеда мастерства в использовании современных образовательных технологий.
Метод сказкотерапии является здоровье сберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, ребенка и сохранение его здоровья, позволяющих в рамках сказки решать коррекционные, обучающие, воспитательные задачи.
В своей работе использую два вида сказок, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией.
1. Дидактические сказки
2. Художественные сказки
• народные сказки о животных, бытовые сказки
• авторские волшебные сказки
Художественная сказка предлагает ребенку образы, которыми он восхищается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В сказке все герои имеют четкую моральную ориентацию.
Используя, сказки для расширения словаря детей провожу следующие виды работы :
- вычленение слов из сказки с заданным звуком;
- рифмовка слов (удалец-молодец);
-придумывание однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок);
- подбор эпитетов к сказочному герою;
- называние сказочного героя ;
- называние слов-действий, слов-признаков, из сказки;
- подбор к сказочному персонажу признаков, действий;
- подбор к действиям - сказочного персонажа;
- придумывание нового названия сказки;
- называние пропущенных слов в сказке и др.
В работе над предложением использую два направления :
1. Работа по его распространению, развертыванию, наполнению и интонационному оформлению с целью высказывания.
2. Работа по синонимическим заменам, перестройкам предложений, выражающим одно и то же содержание.
Для формирования правильного грамматического строя я предлагаю следующие формы работы :
- составление предложений по опорным картинкам из сказок;
-составление предложений с определенным словом;
- распространение предложения;
- составление предложений по демонстрации действий
сказочных персонажей;
- составление предложений с опорой на игрушку;
При включении сказок в логопедические занятия, решаются задачи развития просодической стороны речи :
• развития речевого дыхания,
• плавности речи, дикции (на выдохе произносятся фразы,
• развитие различной силы выдыхания,
• развитие голоса с постепенной сменой силы голоса,
• развитие ритма, темпа и интонации голоса.
В работе использую методические пособия, в которых представлены циклы логопедических дидактических сказок с элементами сказкотерапии.
Циклы – это разделы программы: фонетика, звукопроизношение, обучение грамоте, грамматика, лексика.
Каждый цикл сказок имеет своего персонажа, свою сказочную страну с ее законами, свои испытания (то есть задания по конкретному разделу программы).
• Фонетические сказки
• Артикуляционные сказки для постановки звуков
• Сказки по обучению грамоте
• Грамматические сказки.
• Лексические сказки
Логопедическое занятие строю, используя структурные коррекционно-развивающие компоненты сказкотерапевтического занятия, для того, чтобы «погрузить» в сказочное действо, удержать внимание и заинтересовать детей на протяжении всего занятия.
Заинтересованность – повышает мотивацию к учебному процессу и является стимулом для выполнения задач.
Для формирования правильного грамматического строя речи ребенка я использую следующие формы работы :
• составление предложений по опорным картинкам из сказок;
• составление предложений с несколькими словами;
• упражнение "Закончи предложение" и т. д.
Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку. Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой – организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, использование и демонстрация соответствующих картинок.
Сказки читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения отдельных предложений детьми.
Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.
В качестве использование вспомогательного средства, при обучении детей дошкольного возраста сказкотерапией навыкам связной речи, можно назвать моделирования плана высказывания.
Каждая организованная образовательная деятельность сопровождается различного рода игровым и наглядным материалом.
В работе по созданию целостной системы развития речи на основе сказкотерапии были определены три основных возрастных этапа формирования речи в условиях ДОУ в зависимости от коммуникативной функции языка:
1) с 4 до 5лет – доминирование развития диалогической речи и элементов монологической речи
2) с 5 до 6 лет – лидирующее развитие монологической речи,
3) с 6 до 7 лет – сочетание приемов и методов развития диалогической и монологической речи.
Параллельно с данной работой проводилась артикуляционная гимнастика. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем. Все упражнения артикуляционной гимнастики проводятся по подражанию. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют детей к правильному подражанию. Во всех случаях речь педагога должна служить образцом для подражания, быть эмоционально окрашенной, фонетически правильно оформленной.
Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка рассуждать, анализировать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются учителем-логопедам, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бродич А. М. Методика развития речи детей. – М. : Просвещение, 1981. – 184 с.
2. Вадченко Н. Л., Хаткина Н. В. Азбука и сказки, загадки и подсказки (энциклопедия для детей) Вадченко Н. Л., Хаткина Н. В. – М. : Линка-Пресс, 2000. – 204 с.
3. Венгер Л. С. О чем рассказывает сказка, Венгер Л. С. Дошкольное воспитание. – 1994. – № 5. – С. 24-27.
4. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи – М. : Учпедгиз, 1961. – 167 с.
5. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению – М. : Линка-Пресс, 2003. – 60 с.
6. Калунина Е. Воспитание сказкой. Ребенок в детском саду. – 2002. – № 5. – С. 73-74.
7. Сказки народов мира. Сборник 12 томов. – М. – Минск, 1992.
8. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) – М. : ,Учпедгиз, 1967. – 94 с.