Папки-передвижки

Использование метода сказкотерапии в работе учителя-логопеда по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Ирина Третьякова
Использование метода сказкотерапии в работе учителя-логопеда по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время возросли требования к развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Выпуская детей из детского сада, ребёнок должен достигнуть определённого уровня развития речевой активности, владения грамматическим строем речи и словарем, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития речи. Формирование её у детей - изначально сложный процесс даже при отсутствии патологии в речевом развитии. Он многократно усложняется, если у ребёнка наблюдается недоразвитие речи.

Публикация «Использование метода сказкотерапии в работе учителя-логопеда по развитию речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Повышение качества образования детей с нарушениями в речевом развитии является одним из важных направлений модернизации дошкольного образования. Распространённость речевых дефектов у детей дошкольного возраста и необходимость их коррекции требует от учителялогопеда мастерства в использовании современных образовательных технологий.

Метод сказкотерапии является здоровье сберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, ребенка и сохранение его здоровья, позволяющих в рамках сказки решать коррекционные, обучающие, воспитательные задачи.

В своей работе использую два вида сказок, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией.

1. Дидактические сказки

2. Художественные сказки

• народные сказки о животных, бытовые сказки

• авторские волшебные сказки

Художественная сказка предлагает ребенку образы, которыми он восхищается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В сказке все герои имеют четкую моральную ориентацию.

Используя, сказки для расширения словаря детей провожу следующие виды работы :

- вычленение слов из сказки с заданным звуком;

- рифмовка слов (удалец-молодец);

-придумывание однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок);

- подбор эпитетов к сказочному герою;

- называние сказочного героя ;

- называние слов-действий, слов-признаков, из сказки;

- подбор к сказочному персонажу признаков, действий;

- подбор к действиям - сказочного персонажа;

- придумывание нового названия сказки;

- называние пропущенных слов в сказке и др.

В работе над предложением использую два направления :

1. Работа по его распространению, развертыванию, наполнению и интонационному оформлению с целью высказывания.

2. Работа по синонимическим заменам, перестройкам предложений, выражающим одно и то же содержание.

Для формирования правильного грамматического строя я предлагаю следующие формы работы :

- составление предложений по опорным картинкам из сказок;

-составление предложений с определенным словом;

- распространение предложения;

- составление предложений по демонстрации действий

сказочных персонажей;

- составление предложений с опорой на игрушку;

При включении сказок в логопедические занятия, решаются задачи развития просодической стороны речи :

развития речевого дыхания,

• плавности речи, дикции (на выдохе произносятся фразы,

развитие различной силы выдыхания,

развитие голоса с постепенной сменой силы голоса,

развитие ритма, темпа и интонации голоса.

В работе использую методические пособия, в которых представлены циклы логопедических дидактических сказок с элементами сказкотерапии.

Циклы – это разделы программы: фонетика, звукопроизношение, обучение грамоте, грамматика, лексика.

Каждый цикл сказок имеет своего персонажа, свою сказочную страну с ее законами, свои испытания (то есть задания по конкретному разделу программы).

• Фонетические сказки

• Артикуляционные сказки для постановки звуков

Сказки по обучению грамоте

• Грамматические сказки.

• Лексические сказки

Логопедическое занятие строю, используя структурные коррекционно-развивающие компоненты сказкотерапевтического занятия, для того, чтобы «погрузить» в сказочное действо, удержать внимание и заинтересовать детей на протяжении всего занятия.

Заинтересованность – повышает мотивацию к учебному процессу и является стимулом для выполнения задач.

Для формирования правильного грамматического строя речи ребенка я использую следующие формы работы :

• составление предложений по опорным картинкам из сказок;

• составление предложений с несколькими словами;

• упражнение "Закончи предложение" и т. д.

Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку. Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой – организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, использование и демонстрация соответствующих картинок.

Сказки читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения отдельных предложений детьми.

Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.

В качестве использование вспомогательного средства, при обучении детей дошкольного возраста сказкотерапией навыкам связной речи, можно назвать моделирования плана высказывания.

Каждая организованная образовательная деятельность сопровождается различного рода игровым и наглядным материалом.

В работе по созданию целостной системы развития речи на основе сказкотерапии были определены три основных возрастных этапа формирования речи в условиях ДОУ в зависимости от коммуникативной функции языка:

1) с 4 до 5лет – доминирование развития диалогической речи и элементов монологической речи

2) с 5 до 6 лет – лидирующее развитие монологической речи,

3) с 6 до 7 лет – сочетание приемов и методов развития диалогической и монологической речи.

Параллельно с данной работой проводилась артикуляционная гимнастика. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем. Все упражнения артикуляционной гимнастики проводятся по подражанию. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют детей к правильному подражанию. Во всех случаях речь педагога должна служить образцом для подражания, быть эмоционально окрашенной, фонетически правильно оформленной.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка рассуждать, анализировать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются учителем-логопедам, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бродич А. М. Методика развития речи детей. – М. : Просвещение, 1981. – 184 с.

2. Вадченко Н. Л., Хаткина Н. В. Азбука и сказки, загадки и подсказки (энциклопедия для детей) Вадченко Н. Л., Хаткина Н. В. – М. : Линка-Пресс, 2000. – 204 с.

3. Венгер Л. С. О чем рассказывает сказка, Венгер Л. С. Дошкольное воспитание. – 1994. – № 5. – С. 24-27.

4. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи – М. : Учпедгиз, 1961. – 167 с.

5. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению – М. : Линка-Пресс, 2003. – 60 с.

6. Калунина Е. Воспитание сказкой. Ребенок в детском саду. – 2002. – № 5. – С. 73-74.

7. Сказки народов мира. Сборник 12 томов. – М. – Минск, 1992.

8. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) – М. : ,Учпедгиз, 1967. – 94 с.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Мастер-класс для педагогов «Использование конструктора Лего в работе учителя-логопеда»Мастер-класс для педагогов «Использование конструктора Лего в работе учителя-логопеда» Мастер – класс для педагогов «Использование конструктора ЛЕГО в работе учителя-логопеда» Цель: ознакомление педагогов с технологией Лего.

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда»Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда» Хочу поделиться с коллегами, как я использую логопедическое пособие «Логокуб». Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями разного цвета.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУМои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУ Всем известно, что ведущий вид деятельности у детей в ДОУ- игра. Еще А. С Макаренко сказал :«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игруСовременный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метода сказкотерапии в работе учителя-логопеда по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 декабря 2022 в 23:34
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование метода сказкотерапии в работе учителя-логопеда по развитию речи детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Третьякова (УИ 351203) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД