Лучший педагог года

Использование метода сказкотерапии в работе учителя-логопеда по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Ирина Третьякова
Использование метода сказкотерапии в работе учителя-логопеда по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время возросли требования к развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Выпуская детей из детского сада, ребёнок должен достигнуть определённого уровня развития речевой активности, владения грамматическим строем речи и словарем, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития речи. Формирование её у детей - изначально сложный процесс даже при отсутствии патологии в речевом развитии. Он многократно усложняется, если у ребёнка наблюдается недоразвитие речи.

Публикация «Использование метода сказкотерапии в работе учителя-логопеда по развитию речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Повышение качества образования детей с нарушениями в речевом развитии является одним из важных направлений модернизации дошкольного образования. Распространённость речевых дефектов у детей дошкольного возраста и необходимость их коррекции требует от учителялогопеда мастерства в использовании современных образовательных технологий.

Метод сказкотерапии является здоровье сберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, ребенка и сохранение его здоровья, позволяющих в рамках сказки решать коррекционные, обучающие, воспитательные задачи.

В своей работе использую два вида сказок, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией.

1. Дидактические сказки

2. Художественные сказки

• народные сказки о животных, бытовые сказки

• авторские волшебные сказки

Художественная сказка предлагает ребенку образы, которыми он восхищается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В сказке все герои имеют четкую моральную ориентацию.

Используя, сказки для расширения словаря детей провожу следующие виды работы :

- вычленение слов из сказки с заданным звуком;

- рифмовка слов (удалец-молодец);

-придумывание однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок);

- подбор эпитетов к сказочному герою;

- называние сказочного героя ;

- называние слов-действий, слов-признаков, из сказки;

- подбор к сказочному персонажу признаков, действий;

- подбор к действиям - сказочного персонажа;

- придумывание нового названия сказки;

- называние пропущенных слов в сказке и др.

В работе над предложением использую два направления :

1. Работа по его распространению, развертыванию, наполнению и интонационному оформлению с целью высказывания.

2. Работа по синонимическим заменам, перестройкам предложений, выражающим одно и то же содержание.

Для формирования правильного грамматического строя я предлагаю следующие формы работы :

- составление предложений по опорным картинкам из сказок;

-составление предложений с определенным словом;

- распространение предложения;

- составление предложений по демонстрации действий

сказочных персонажей;

- составление предложений с опорой на игрушку;

При включении сказок в логопедические занятия, решаются задачи развития просодической стороны речи :

развития речевого дыхания,

• плавности речи, дикции (на выдохе произносятся фразы,

развитие различной силы выдыхания,

развитие голоса с постепенной сменой силы голоса,

развитие ритма, темпа и интонации голоса.

В работе использую методические пособия, в которых представлены циклы логопедических дидактических сказок с элементами сказкотерапии.

Циклы – это разделы программы: фонетика, звукопроизношение, обучение грамоте, грамматика, лексика.

Каждый цикл сказок имеет своего персонажа, свою сказочную страну с ее законами, свои испытания (то есть задания по конкретному разделу программы).

• Фонетические сказки

• Артикуляционные сказки для постановки звуков

Сказки по обучению грамоте

• Грамматические сказки.

• Лексические сказки

Логопедическое занятие строю, используя структурные коррекционно-развивающие компоненты сказкотерапевтического занятия, для того, чтобы «погрузить» в сказочное действо, удержать внимание и заинтересовать детей на протяжении всего занятия.

Заинтересованность – повышает мотивацию к учебному процессу и является стимулом для выполнения задач.

Для формирования правильного грамматического строя речи ребенка я использую следующие формы работы :

• составление предложений по опорным картинкам из сказок;

• составление предложений с несколькими словами;

• упражнение "Закончи предложение" и т. д.

Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку. Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой – организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, использование и демонстрация соответствующих картинок.

Сказки читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения отдельных предложений детьми.

Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.

В качестве использование вспомогательного средства, при обучении детей дошкольного возраста сказкотерапией навыкам связной речи, можно назвать моделирования плана высказывания.

Каждая организованная образовательная деятельность сопровождается различного рода игровым и наглядным материалом.

В работе по созданию целостной системы развития речи на основе сказкотерапии были определены три основных возрастных этапа формирования речи в условиях ДОУ в зависимости от коммуникативной функции языка:

1) с 4 до 5лет – доминирование развития диалогической речи и элементов монологической речи

2) с 5 до 6 лет – лидирующее развитие монологической речи,

3) с 6 до 7 лет – сочетание приемов и методов развития диалогической и монологической речи.

Параллельно с данной работой проводилась артикуляционная гимнастика. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем. Все упражнения артикуляционной гимнастики проводятся по подражанию. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют детей к правильному подражанию. Во всех случаях речь педагога должна служить образцом для подражания, быть эмоционально окрашенной, фонетически правильно оформленной.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка рассуждать, анализировать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются учителем-логопедам, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бродич А. М. Методика развития речи детей. – М. : Просвещение, 1981. – 184 с.

2. Вадченко Н. Л., Хаткина Н. В. Азбука и сказки, загадки и подсказки (энциклопедия для детей) Вадченко Н. Л., Хаткина Н. В. – М. : Линка-Пресс, 2000. – 204 с.

3. Венгер Л. С. О чем рассказывает сказка, Венгер Л. С. Дошкольное воспитание. – 1994. – № 5. – С. 24-27.

4. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи – М. : Учпедгиз, 1961. – 167 с.

5. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению – М. : Линка-Пресс, 2003. – 60 с.

6. Калунина Е. Воспитание сказкой. Ребенок в детском саду. – 2002. – № 5. – С. 73-74.

7. Сказки народов мира. Сборник 12 томов. – М. – Минск, 1992.

8. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) – М. : ,Учпедгиз, 1967. – 94 с.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Мастер-класс для педагогов «Использование конструктора Лего в работе учителя-логопеда»Мастер-класс для педагогов «Использование конструктора Лего в работе учителя-логопеда» Мастер – класс для педагогов «Использование конструктора ЛЕГО в работе учителя-логопеда» Цель: ознакомление педагогов с технологией Лего.

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда»Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда» Хочу поделиться с коллегами, как я использую логопедическое пособие «Логокуб». Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями разного цвета.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУМои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУ Всем известно, что ведущий вид деятельности у детей в ДОУ- игра. Еще А. С Макаренко сказал :«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игруСовременный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метода сказкотерапии в работе учителя-логопеда по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 декабря 2022 в 23:34
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД