Дилара Халикова
Использование метода Монтессори на практике дошкольного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870-1952) - психиатра и психолога, опытного детского врача и философа, неутомимого ученого-исследователя и страстного подвижника новых гуманистических идей приковывает к себе неослабевающее внимание общественности. Педагогикой Монтессори восторгаются, в ней разочаровываются, ее применяют и отвергают, разбирают на мельчайшие составляющие и пытаются охватить ее структуру в целом. Монтессори-педагогика является альтернативной системой воспитания и образования детей. Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию. Работы педагога-гуманиста содержат обоснование сознательного «овладения средой» ребенком дошкольного возраста. Педагогические условия, которыми автор считает благоустройство пространства, нужны для активной двигательной и познавательной деятельности. Мария Монтессори нашла ключ к воплощению своих идей в повседневной педагогической практике. Воплощая свои идеи в жизнь, она первым делом обратила свое внимание на окружающую среду, способствующую саморазвитию ребенка.
Публикация «Использование метода Монтессори на практике дошкольного воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Темочки
Главная цель педагогики Монтессори воспитание свободного и самостоятельного человека с чувством собственного достоинства. Принцип Монтессори - педагогики состоит в том, что ребенок творит себя сам, в собственной деятельности. Сознание ребенка впитывает все окружающее как губка. Образование ребенка происходит в соответствии с его биологическим ритмом, индивидуальным темпом. Исходя из этого, она видела что суть воспитания не в формировании педагогами личности ребенка, а в организации среды, наиболее соответствующей его потребностям. Суть метода, предложенного Монтессори, заключается в том, чтобы "принудить" ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Свободу при воспитании ребенка, в первые годы его жизни она понимала как условия, наиболее благоприятные для развития его личности. Развитие должно быть как физическое, так и духовное. При этом воспитание понимается как активное содействие нормальному развитию жизни в ребенке. Смысл метода, разработанного Монтессори, заключался в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача воспитателя – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу. М. Монтессори создала много эффективных дидактических пособий, в числе которых знамениты «Рамки-вкладыши», «Цилиндры», «Подвижной алфавит». Монтессори разработала оригинальную систему сенсорного развития детей в дошкольных учреждениях.
В основу своей педагогической системы Монтессори положила антропологическую предпосылку – любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Другой доминантой системы Монтессори является максимально возможная индивидуализация учебно-воспитательной деятельности, использование четко продуманной и умело инструментированной программы развития каждого ребенка;
В теоретических работах и практической деятельности Монтессори проводила идеи свободного воспитания. Они исходят из принципа природосообразности. Задача воспитателя состоит в том, чтобы обеспечить ребенку «пищу» для саморазвития, создавая для этого соответствующую среду. Обучение и воспитание по методу Монтессори строятся на принципах: интереса ребенка, свободы выбора учебного материала для удовлетворения этого интереса и сотрудничества разновозрастных детей между собой и с педагогами. Для культурного развития ребенка необходимо строить воспитательно-образовательный процесс с учетом вышеобозначенных принципов. Педагогика Монтессори обращена к чувственному восприятию детей. Поэтому для обучения, воспитания и утончения всех сфер чувств детей она создает дидактические пособия разной степени сложности, но взаимосвязанные между собой, обеспечивающие целостное развитие ребенка.
Создана развивающая среда, предоставляющая ребенку свободу выбора, свободу движений, свободу активности, автономности, самостоятельности. По программе М. Монтессори ребенок в детском саду привыкает жить в атмосфере постоянной творческой работы и поиска самостоятельных решений для своих проблем. А это значит, что ребенок вырастает свободным и независимым.
В детском саду «Светлячок» нами был обобщен практический опыт работы педагогического коллектива, который использует основные концептуальные идеи и элементы технологии М. Монтессори.
Система Монтессори требует создания особой медитативной атмосферы в группе, это трудно, но в нашем детском саду обучают детей конкретным практическим навыкам, используя ее разработки.
Развитие ребенка по методу Монтессори дает основательную базу для формирования личности – личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной. Метод формирует также сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность.
М. Монтессори сумела разработать до мельчайших нюансов метод, обеспе-чивающий максимальное развитие детской активности. Именно этим, прежде всего, и объясняется феномен жизненности педагогики М. Монтессори, ее успех и популярность на протяжении многих десятилетий.