Мария Клюкина
Использование метода моделирования в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.
Публикация «Использование метода моделирования в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Успешное овладение связной устной речью поможет ребенку легко справиться с требованиями школы: правильно и быстро отвечать на вопросы, в логической последовательности передавать содержание литературного произведения, находить объяснения различным явлениям природы, общественной жизни и др.
В развитии связной речи детей старшей группы на первый план выступает формирование умения составлять рассказ, соблюдая структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания.
Исходя из наблюдений за речью детей группы, отмечается недостаточное речевое общение, свернутость рассказов, нарушение логики построения рассказов, пропуск частей. Речь детей не развернута.
Одним из основных методов развития связной речи мы определили моделирование, помогающее объяснить структуру и составить целостные представления о предмете, явлении.
Изучая виды моделей, предлагаемые для развития связной речи, мы выбрали для работы модели Красильниковой Л. В. Отличительной особенностью данных моделей является их четкое соответствие композиции связных монологических текстов. Каждый блок модели отражает структурную часть монолога, то есть отражается сущность построения связных монологических высказываний.
Преимущество метода моделирования в том, что он может использоваться в работе с детьми разных возрастов и на всех этапах обучения, т. к. имеет важное свойство, как подвижность (т. е. способность изменять содержание в соответствии с возрастом детей и задачами, которые ставит воспитание и обучение). Моделирование отвечает всем требованиям, которые предъявляются к методам образовательной работы с детьми: простота, конкретность, доступность, четкость и т. д.
Анализируя сводные результаты обследования развития речи детей нашей группы мы увидили, что речевое развитие в основном соответствует возрасту, хотя есть недостатки, особенно в развитии связной речи.
В соответствии с результатами обследования мы определили задачи нашей работы:
1. Способствовать развитию содержательности и связности речи детей (диалога и монолога).
2. Создавать условия практического овладения нормами речи.
3. Развивать речевое творчество.
Для реализации поставленных задач мы спланировали следующие направления и этапы работы:
1. Обогащение предметно – развивающей среды.
2. Ознакомление детей со структурными частями текстов и введение моделей.
3. Закрепление использования моделей во всех видах деятельности.
4. Проявления речевого творчества детей.
5. Работа с родителями.
Предметно – развивающая среда является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности.
Оборудование и материал по речевому развитию детей, который находится в мини центре познавательного развития детей, мы условно разделили на группы: книги, альбомы, дидактические игры, экспериментальные игры.
В предметно – развивающей среде группы имеется специально организованный уголок, в котором размещены модели. Рядом с моделями расположены картинки, предназначенные для самостоятельного составления детьми рассказов по ним. Содержание с понятным сюжетом, красочные, доступные для детей. Тематика картинок варьируется в зависимости от задач образовательной работы. Предметно - развивающая среда мобильна, многофункциональна, насыщена, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей. Она становится основной для разностороннего развития каждого ребёнка.
В педагогическом процессе мы используем для развития речи инновационную многоуровневую технологию развития осознанной речевой активности детей старшей группы.
В содержание организованной деятельности входят игры, развивающие упражнения, направленные на речевое развитие, а также элементы самомассажа, психогимнастики, физкультминуток для оздоровления детей и обеспечения баланса всех видов деятельности.
При организации деятельности мы стараемся обеспечить активное участие всех детей, предлагая дифференцированные задания.
На первом этапе работы с детьми мы знакомили детей со структурными частями текстов с помощью моделей.
Задачи:
1. Научить выделять структурные части рассказа.
2. Освоить модель, как средство анализа текста.
Детям читали специальные дидактические тексты. Сначала тексты правильные, мы анализировали их, выделяя структурные части. Потом соотносили части текста с условными обозначениями, которые заявлены в модели повествовательного рассказа. Впоследствии, когда дети запомнили последовательность повествовательного рассказа, мы давали перепутанные рассказы и дети, используя модель, составляли рассказы правильные. Постепенно дети освоили модель и стали её использовать в повседневной деятельности.
Далее мы перешли ко второму этапу работы с детьми:
закрепление использования моделей во всех видах деятельности.
- в художественной деятельности - при рассматривании картин и образцов искусства;
- в природном мире - при описании животных и составлении рассказов об их жизни в природе;
- в социальном мире - при составлении описательных и повествовательных рассказов о городе, о праздниках).
В рамках инновации нами были апробированы в группе специальные игры и упражнения. Система использования дидактических игр и упражнений соответствует этапам работы по введению моделей в непосредственно организованную деятельность.
Когда дети усвоили модели повествовательных и описательных рассказов и стали активно использовать их в организованной деятельности и в повседневной жизни, мы перешли к третьему этапу нашей работы – развитию речевого творчества детей.
Особенностью этого этапа является почти полная самостоятельность детей.
Дети придумывали сказки, рассказы на предложенную тему. А в деятельности, где дети брали на себя роль – на любую тему. Рассказы были логичны, но у детей среднего развития рассказы были менее распространенными.
Часто мы записывали речь детей на магнитофон, на видео, диктофон, это им очень нравится. Дети любят писать письма (воспитатель записывает речь детей) заболевшим детям, героям сказок.
Перед праздниками (День учителя, Мамин день и тд.) берем у детей «интервью» с пожеланиями, поздравлениями. Потом записи прослушивают родители и дети, им это очень нравится, они анализируют, кто сказал лучше, выделяют самые интересные пожелания.
В процессе работы были созданы самодельные книжки, составленные детьми. Такие книжки как «Колобок», «Репка» и другие создавались индивидуально.
Родители являются участниками в образовательном процессе.
При помощи консультаций, бесед, родительских собраний, показательных мероприятий мы приобщаем родителей к совместной педагогической деятельности в воспитании детей. На первом собрании мы познакомили родителей с результатами обследования речи детей, рассказали о выявленных проблемах и особенностях работы. Затем на консультациях рассказывали о моделях и других методах речевого развития детей. Были проведены семинары, где родители делились собственным опытом семейного воспитания. Постоянно проходят в нашей группе конкурсы, рисунков, поделок. Совместно с родителями дети готовили книги о любимом домашнем животном, о зимнем отдыхе. Участвуя в педагогическом процессе, родители хотят знать, как развиваются их дети, что им ещё необходимо для дальнейшего продвижения вперёд.
Промежуточное изучение речевого развития детей показало, что проведенная система работы благоприятно повлияла на развитие связной речи детей.
Эффективность использования моделей в развитии связной речи детей проявилось в следующем:
• повысилась содержательность и связность монологической речи детей.
• повышается речевая активность детей.
• появилось речевое творчество детей.
• более успешно развиваются психические процессы детей, особенно мышление.
Сформированные умения помогут детям при обучении в школе и дальнейшей жизни.
Список литературы:
1. Белоусова Л. Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста – СП. 2001.
2. Красильникова Л. В. Развития речевой активности детей 6-7 лет. М. 2010.
3. Ст. Пеушина А. М. Развитие связной речи у дошкольника. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста – М. 1999.
4. Психология под редакцией Немова Р. С. 3 том. М. ,1999 г.
5. Сапогова Е. Е Моделирование, как этап развития знаково-символической деятельности дошкольников. В. П. 5-6,1999 г.
6. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты детей. – М. 2003.
7. Ушакова О. С., А. Г. Арушанова, А. И. Максаков, Е. М. Струнина. Занятия по развитию речи в детском саду. – М. 2003.