Вардашева Лия Германовна
Использование метода мнемотехники в обучении детей по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ
ДЕТЕЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ МАДОУ №3
г. Владикавказ. Воспитатель Вардашева Л. Г.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство
Публикация «Использование метода мнемотехники в обучении детей по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
запоминания». Мнемотехника — это система методов и приемов,
обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение
информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня
становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает
дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно
облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного
плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и
последовательными. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена
определенная информация.
Занятие состоит из нескольких этапов2.
1. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображео.
2. Преобразование из символов в образы, например: домик —, волк медведь — .
Работа с мнемотаблицами является хорошим методическим сопровождением раздела по развитию речи программы «Детство», по которой я работаю.
По методике Т. В. Большевой.
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах). Большая работа идет с детьми по обучению чтению символов. Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что воспитатель посчитает нужным отразить. Например, рассказывая детям сказку про Курочку Рябу, возможно изобразить курицу так:, действие «бил-бил» можно показать стрелками, а слезы — маленькими точками.
Через сказку я знакомлю детей с сезонными явлениями природы. С этой целью использую обучающие мнемотаблицы «Осень», «Зима», «Весна». Ознакомление с характерными особенностями времен года идет через составление сюжетной сказки. В работе с мнемотаблицами я ввожу цветовые буквенные обозначения времен года: осень — желтая или оранжевая, буква «О»; зима — синяя или голубая, буква «3»; весна — зеленая, буква «В». При этом знакомлю детей с условными обозначениями характерных для каждого времени года явлений, например: дождь —, снег —, солнце —, дерево —. Использование условных обозначений признаков времен года позволяет детям составить мнемотаблицу об осени, весне, зиме и рассказ о них. Эта таблица — ключ к запоминанию и воспроизведению информации: буква «3» символизирует зиму и признаки, которые арактерны для этого времени года.
В данном пособии я предлагаю конспекты занятий по развитию речи с элементами мнемотехники. Они помогают мне научитьдетей составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы. Занятия построены на общеизвестных сюжетах, сказках. Причем дети сами являются исполнителями сюжета, активными его участниками. Дошкольники помогают зверям, птицам, попавшим в беду (занятия «Рукавичка», «Осень»). «Превращаясь» в животных и птиц, дети развивают чувство эмпатии, которое помогает им лучше понять окружающий их мир (занятие «Увидел скворца — знай: весна у крыльца»).
Перед занятием идет большая предварительная работа (педагога и детей) :
• подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;
• обсуждение с детьми проведенных перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества;
• подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиокассеты;
• выбор педагогом приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.
В ходе занятия я помогаю детям вопросами: «А что ты знаешь об этом?» или «Кто еще знает об этом что-нибудь интересное?» В занятия я включаю различные подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов, поговорок, народные приметы и т. д. Основной частью занятия является составление описательных рассказов. В этом нам помогают мнемотаблицы (из книги «Учимся по сказке» Т. В. Большевой) и схемы-модели (из книги «Веселые встречи» JL Е. Белоусовой, способствующие лучшему запоминанию изучаемого материала. Схемы-модели немного отличаются от мнемотаблиц. Если Т. В. Большева предлагает готовые мнемотаблицы для составления рассказов, то JI. Е. Белоусова предлагает детям самим зарисовать символы в предложенную ею схему-модель. Схему-модель JI. Е. Белоусовой я стала использовать со старшей группы. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки (значки-символы)
их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержа-ния рассказа.
Этапы работы со схемой-моделью:
• учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать;
• самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;
• закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему- модель.
Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц удалось достичь следующих результатов:
• у детей появилось желание пересказывать сказки — как на занятии, так и в повседневной жизни;
• расширился круг знаний об окружающем мире;
• активизировался словарный запас;
• дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.
Считаю, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы- модели, тем лучше подготовим их к
школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ
Составление рассказа «Весна идет» (старшая группа)
Обучающие задачи :
• закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;
• совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными);
• упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;
• формировать понятия причинно-следственных связей и за-кономерностей в явлениях природы.
Развивающие задачи :
• развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
• продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление. Воспитательные задачи:
• воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, помочь, утешить;
• воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
Наглядный материал: мнемотаблицы «Весна» (разные варианты, игрушка-пингвиненок,
мяч. Предварительная работа:
• экскурсии и наблюдения в природе;
• чтение книг о Севере, Антарктиде и нахождение ее на карте и на глобусе;
• чтение потешек, стихов, рассказов, сказок о весне;
• рассматривание альбомов, иллюстраций по теме «Весна»;
• рисование по теме «Весна»;
• разучивание стихотворения с одним из детей;
• разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;
• дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».
Ход занятия
Дети стоят полукругом.
Педагог. Ребятки, отгадайте загадку.
Светает рано по утрам. Проталины и тут, и там. Ручей шумит как водопад, Скворцы к скворечнику летят, Звенят под крышами капели, Медведь с еловой встал постели. Всех солнышко тепло ласкает. Кто это время года знает?
Дети. Это время года — весна.
Педагог. Правильно, это весна. Мы сегодня с вами поговорим о весне. А весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу — солнце, а вы ласково — солнышко, ветка., ручей. (Дети называют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.)
Педагог вносит в группу мягкую игрушку-пингвина. Дальше воспитатель говорит и за Пингвиненка.
Педагог. Ребятки, к нам в гости пришел необыкновенный гость. Вот он. Кто это?
Дети. Это пингвин.
Педагог. Этого маленького пингвиненка привезли с его родины на большом теплоходе. Ребятки, где живут пингвины?
Дети. Пингвины живут в Антарктиде.
Пингвиненок. Здравствуйте, ребятки! Правильно, я живу в Антарктиде, где круглый год снега. Я слышал, как вы рассказывали про весну. Я никогда не видел вашей весны. Что это такое? Расскажите мне о ней. А то я ничего не понимаю.
Педагог. Конечно, ребятки тебе помогут. Садись на стульчик, и вы, ребятки, садитесь. Расскажите ему — какая бывает весна?
Дети. Весна бывает солнечная, теплая, цветущая, красивая, звонкая, дождливая.
Педагог. А сейчас придумаем предложения про весну, каждое предложение должно начинаться со слова «весной».
Дети. Весной солнце светит ярко. Весной появляются первый цветы. Весной с юга прилетают птицы. Весной люди надевают легкую одежду.
Пингвиненок. Молодцы, ребятки, много придумали красивых предложений.
Педагог. А теперь давайте немного поиграем. Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним слова «весенний», «весенняя», «весеннее», например: день — весенний день, погода — весенняя погода, солнце —. , настроение —. , проталины — гроза —. , месяц —. , лучи — дерево —. , листва —. , цветы —. (Дети называют словосочетания.)
Пингвиненок. Молодцы, ребятки, много придумали красивых слов про весну.
Педагог. Ребятки, а почему в народе говорят: «Вода с гор потекла, весну принесла»? Потому что весной пригревает солнышко, и снег от его тепла тает, превращаясь в бурные ручейки.
А какие вы знаете пословицы, поговорки, народные приметы о весне, о птицах?
Дети рассказывают пословицы, загадывают загадки и пр.
Педагог. Молодцы, правильно! А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о весне, чтобы Пингвиненок запомнил его и рассказал о ней своим друзьям в Антарктиде. В этом нам помогут наши помощницы-таблицы. Подойдите к столу и возьмите любую таблицу о весне.
Рассказывание по мнемотаблице «Весна».
Пингвиненок. Спасибо, ребятки. Я запомнил ваши рассказы о весне и могу рассказать своим друзьям. Мне нужно торопиться на теплоход. Я побежал, до свидания!
Педагог. А сейчас сядьте спокойно, руки свободно положите на колени, закройте глазки. и слушайте. Положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы выдыхаете; плечи не поднимайте. Вдох-выдох. (Дети выполняют движения 3 раза.) Весной природа пробуждается от зимнего снега, и мы с вами сейчас откроем глазки, опустим руки, встряхнем ими. (Дети открывают глаза и выполняют движения.) Весной появляются первые цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимаем руки вверх, встаем и потянемся. (Дети потягиваются.) Опустите ручки, сядьте. Молодцы.
А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии. Говорили о приметах весны. Составляли предложения и рассказы о весне. Играли с мячом. Играли в игру «Назови ласково». Учились правильно дышать.
Что нового и интересного вы узнали?
Дети рассказывают.
Педагог. Как называется явление природы, когда с крыши тают сосульки и капают вниз?
Дети. Это явление природы называется капель.
Педагог. Чей рассказ вам понравился? И почему?
Дети рассказывают.
Педагог. Молодцы, ребятки, вы все хорошо занимались.
Рассказ по мнемотаблице «Весна» №1
Весной пригревает яркое солнышко. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи. Все люди отмечают весной мамин праздник — 8 Марта. Я сделал (а) для своей мамы поздравительную открытку и подарил (а) ей.
Рассказ по мнемотаблице «Весна» №2
Весной пригревает теплое и ласковое солнышко. Тают на крышах сосульки, и появляются лужи. Дети пускают в них и ручейках кораблики. Весной распускаются первые цветы — подснежники, а на деревьях появляются зеленые листочки.
Рассказ по мнемотаблице «Весна» №3
Весной пригревает яркое солнышко. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки. Из далеких стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы. Я очень люблю весну