Папки-передвижки

Использование метода мнемотехники в образовательном процессе (Мастер-класс)

Марина Митюшева
Использование метода мнемотехники в образовательном процессе (Мастер-класс)
▼ Скачать +Заказ

Подписи к слайдам.

Использование метода мнемотехники в образовательном процессе

(Мастер – класс)

Автор: воспитатель «МДОУ «Детский сад №10» с. Визинга, Республика Коми Митюшева Наталья Владимировна.

Слайд № 1

Использование метода мнемотехники в образовательном процессе.

Слайд № 2

Актуальность.

Публикация «Использование метода мнемотехники в образовательном процессе (Мастер-класс)» размещена в разделах

В настоящее время все чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. И еще одной из проблем для современного дошкольника является огромный поток информации и невозможность справится с ее обработкой самостоятельно. В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно – образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой - то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. В связи с этим актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приемов, использование более эффективных научно – обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста.

Слайд № 3

Одним из таких методов является метод мнемотехники.

Слайд № 4

Мнемотехника – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:

-Развитие связной речи;

-Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

-Развитие мелкой моторики рук;

-Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приемами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

Слайд № 5

Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:

1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

Слайд № 6

На современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний (Н. Н. Поддьяков). Инструментом познания как раз может стать модель. Модель – это условное изображение объекта, его заместитель. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера :

-геометрические фигуры;

-символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

-силуэтные и предметные картинки.

Требования:

-Модель должна отражать обобщенный образ и подходить к группе объектов;

-Раскрыть существенное в объекте;

-Замысел по созданию модели следует осудить с детьми, чтобы она была понятна.

Слайд № 7

В дошкольной педагогике мнемотехнику называют по - разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно – графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно – схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками – квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа.

Слайд № 8

Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем усложняется задание – демонстрируем мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ 2-3 предложения. И наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или стихотворение.

Слайд № 9

Слайд № 10

В младшем и среднем дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте и цветными, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы : елочка зеленая, солнышко желтое и др. Картинка помогает ребенку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий или событий. В старшем дошкольном возрасте можно давать черно – белые мнемотаблицы.

В старшем дошкольном возрасте взрослый предлагает готовую план-схему на начальном этапе, а по мере обучения дети активно включаются в процесс создания своей схемы.

Слайд № 11

Слайд № 12

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Вначале стихи должны быть простые, небольшие четверостишия, легкие в произношении, которые постепенно будут усложняться. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Самым продуктивным является этап самостоятельного использования мнемотаблиц, когда дети в самостоятельной деятельности рассказывают знакомые произведения.

Слайд № 13

Слайд № 14

Этапы работы над стихотворением.

1. Выразительно и эмоционально прочитать вслух весь текст стихотворения. Это важно для получения ребенком целостного впечатления для понимания общего смысла потешки, стихотворения.

2. Задать вопросы по тексту, помогая ребенку уяснить основную мысль. С помощью вопросов стимулируем детей давать ответ, используя слова самого стихотворения.

3. Выяснить, какие слова непонятны ребенку, объяснить их значение в доступной для ребенка форме.

4. Вместе с ребенком проговорить текст, используя мнемотаблицы (переключая внимание с одной таблицы на другую).

5. Ребенок самостоятельно рассказывает стихотворение. Если ребенок забыл – помочь.

Слайд № 15

В младших группах я использовала метод мнемотехники в основном при разучивании потешек, песенок. Почему? Детям с раннего возраста мы даем понять, что они часть великого русского народа. Мы приобщаем детей к народной игрушке, знакомим с русскими народными играми, народными песнями, потешками. Адресованные детям потешки звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

В этом возрасте гораздо больше привлекают веселые задорные потешки и песенки, насыщенные действиями и событиями. Это живой язык, простые рифмы и позитивный настрой!Потешки ценны не только потому, что доступны для восприятия маленького ребенка. Еще одно важное качество потешек – наличие большого количества ударных рифм, поэтому чтение таких текстов способствует воспитанию чувства ритма, развитию фонематического слуха. Стихи с такой рифмовкой легче запоминаются и, таким образом, легче закрепляются конкретные грамматические формы, на которые падает ударение. Потешки – это готовые образцы речи, доступные детям и помогающие развитию речи.

Слайд № 16

Практическая часть.

Потешка «Как по снегу, по метели».

Приглашаю подгруппу воспитателей для участия в занятии.

-Представьте, что вы малыши

- Хотите послушать новую потешку? (да). Читаю.

-Понравилась вам потешка? (да).

-По снегу, по метели что летели? (трое саночек). Как по снегу, по метели трое саночек летели.

-Саночки что делают? (шумят, гремят). И шумят, и гремят, колокольчики… (звенят).

-Кто едет в санках? В первых санках (дедушка, в других санках (бабушка, в третьих санках (тетушка).

-Кто выбегал к ним, встречал их? (Наша Катя выбегала, дорогих гостей встречала).

-Что Катя делала (ворота им отворяла).

-Куда она гостей вела (в горенку). В нову горенку вела.

-Горенка – это комната.

-Послушайте еще раз эту потешку.

-А теперь поиграем. Я буду говорить первую строчку, а вы вторую.

-Молодцы!

-Послушайте еще раз потешку.

-Кто желает рассказать потешку сам, я буду помогать. Смотрите на картинки, они вам помогут.

-Молодец!

-Вот таким образом идет работа по разучиванию потешек, стихотворений, используя мнемотаблицы.

Слайд № 17

Варианты игр с мнемотаблицами :

-Восстановить последовательность картинок по памяти;

-Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;

-Определять, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других;

-Найти лишнюю картинку;

-Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

- «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);

-Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай!». Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

-Поочередное прочтение таблиц по фразам (воспитатель-ребенок).

-Составление рассказа по незнакомой таблице и сравнение его с текстом стихотворения.

Слайд № 18

Игра «Собери стихотворения» (текст прилагается).

Воспитатели играют, собирают стихотворения: «Раз, два, три, четыре, пять…», «Зима», «Мы на елке веселились…»

«На елке».

Мы на елке веселились,

И плясали и резвились.

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнес.

Дал большущие пакеты,

В них же – вкусные предметы:

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы идем во двор гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А потом в снегу валялись,

А потом домой пришли,

Суп поели, спать легли.

Зима.

Если снег идет, метель метет,

Стоят дома, словно терема,

Горки во дворе, узоры на стекле,

На дворе мороз кусачий –

Что же это значит?

Значит, к нам пришла сама

Зимушка – зима!

Слайд № 19

Задание «Нарисуй мнемотаблицу к потешке».

-А теперь, уважаемые воспитатели, разделитесь на группы. Предлагаю каждой группе нарисовать мнемотаблицук предложенным потешкам и поэтапно разучить ее с другими группами.

Предлагаю на выбор потешки: «Ай, дуду-дуду….», «Тень-тень-потетень…». «Как у нашего кота…», «Водичка, водичка».

Воспитатели работают за столами, где лежат листы бумаги, карандаши, этапы работы над стихотворением.

После окончания работы кто–нибудь из каждой группы поэтапно разучивает потешку с другими воспитателями, используя мнемотаблицу.

Слайд № 20

Вывод: Таким образом, разучивание потешек, стихотворений при помощи метода мнемотехники вызывают у детей большой интерес. Дети запоминают тексты намного лучше, легче и эмоциональнее. Этот метод оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и мыслительных операций: внимания, памяти и мышления.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Одной из приоритетных задач развития образования в России является создание единой образовательной информационной среды. В связи с этим.

Использование народных сказок в образовательном процессе. Использование народных сказок в образовательном процессе. Сказки, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал, являются эффективным.

Мастер-класс для воспитателей «Использование математических игр в образовательном процессе» Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с учётом Федерального государственного образовательного стандарта.

Мастер-класс для воспитателей «Использование нетрадиционных материалов (прищепок) в образовательном процессе»Мастер-класс для воспитателей «Использование нетрадиционных материалов (прищепок) в образовательном процессе» В нашем быту много интересных предметов, которые привлекают внимание детей: пробки, прищепки, крышки, пуговки, «киндеры», пластмассовые.

Мастер-класс «Использование художественно-дидактических игр в образовательном процессе» .

Мастер-класс «Использование метода «Sand-art» в дошкольном образовании» Тема: «Использование метода «Sand – art» в дошкольном образовании» Педагог- мастер: Молочаева Елизавета Сергеевна Место проведения: МКДОУ.

Мастер-класс «Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе» "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе" Автор-составитель: Т. Г. Шмидт, учитель-логопед В данном.

Мастер-класс «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»Мастер-класс «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста» Тема «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста». План 1. Презентация материалов по теме:.

Теоретический семинар «Использование педагогических технологий в образовательном процессе» Цель: знакомство с формами и методами работы по использованию современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метода мнемотехники в образовательном процессе (Мастер-класс)
Опубликовано: 19 января 2017 в 13:25
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование метода мнемотехники в образовательном процессе (Мастер-класс)» (включая файлы) размещена пользователем Марина Митюшева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД