Марина Митюшева
Использование метода мнемотехники в образовательном процессе (Мастер-класс)
▼ Скачать +Заказ
Подписи к слайдам.
Использование метода мнемотехники в образовательном процессе
(Мастер – класс)
Автор: воспитатель «МДОУ «Детский сад №10» с. Визинга, Республика Коми Митюшева Наталья Владимировна.
Слайд № 1
Использование метода мнемотехники в образовательном процессе.
Слайд № 2
Актуальность.
Публикация «Использование метода мнемотехники в образовательном процессе (Мастер-класс)» размещена в разделах
В настоящее время все чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. И еще одной из проблем для современного дошкольника является огромный поток информации и невозможность справится с ее обработкой самостоятельно. В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно – образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой - то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. В связи с этим актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приемов, использование более эффективных научно – обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста.
Слайд № 3
Одним из таких методов является метод мнемотехники.
Слайд № 4
Мнемотехника – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:
-Развитие связной речи;
-Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
-Развитие мелкой моторики рук;
-Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приемами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
Слайд № 5
Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:
1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
Слайд № 6
На современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний (Н. Н. Поддьяков). Инструментом познания как раз может стать модель. Модель – это условное изображение объекта, его заместитель. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера :
-геометрические фигуры;
-символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
-силуэтные и предметные картинки.
Требования:
-Модель должна отражать обобщенный образ и подходить к группе объектов;
-Раскрыть существенное в объекте;
-Замысел по созданию модели следует осудить с детьми, чтобы она была понятна.
Слайд № 7
В дошкольной педагогике мнемотехнику называют по - разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно – графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно – схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками – квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа.
Слайд № 8
Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем усложняется задание – демонстрируем мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ 2-3 предложения. И наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или стихотворение.
Слайд № 9
Слайд № 10
В младшем и среднем дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте и цветными, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы : елочка зеленая, солнышко желтое и др. Картинка помогает ребенку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий или событий. В старшем дошкольном возрасте можно давать черно – белые мнемотаблицы.
В старшем дошкольном возрасте взрослый предлагает готовую план-схему на начальном этапе, а по мере обучения дети активно включаются в процесс создания своей схемы.
Слайд № 11
Слайд № 12
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Вначале стихи должны быть простые, небольшие четверостишия, легкие в произношении, которые постепенно будут усложняться. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Самым продуктивным является этап самостоятельного использования мнемотаблиц, когда дети в самостоятельной деятельности рассказывают знакомые произведения.
Слайд № 13
Слайд № 14
Этапы работы над стихотворением.
1. Выразительно и эмоционально прочитать вслух весь текст стихотворения. Это важно для получения ребенком целостного впечатления для понимания общего смысла потешки, стихотворения.
2. Задать вопросы по тексту, помогая ребенку уяснить основную мысль. С помощью вопросов стимулируем детей давать ответ, используя слова самого стихотворения.
3. Выяснить, какие слова непонятны ребенку, объяснить их значение в доступной для ребенка форме.
4. Вместе с ребенком проговорить текст, используя мнемотаблицы (переключая внимание с одной таблицы на другую).
5. Ребенок самостоятельно рассказывает стихотворение. Если ребенок забыл – помочь.
Слайд № 15
В младших группах я использовала метод мнемотехники в основном при разучивании потешек, песенок. Почему? Детям с раннего возраста мы даем понять, что они часть великого русского народа. Мы приобщаем детей к народной игрушке, знакомим с русскими народными играми, народными песнями, потешками. Адресованные детям потешки звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
В этом возрасте гораздо больше привлекают веселые задорные потешки и песенки, насыщенные действиями и событиями. Это живой язык, простые рифмы и позитивный настрой!Потешки ценны не только потому, что доступны для восприятия маленького ребенка. Еще одно важное качество потешек – наличие большого количества ударных рифм, поэтому чтение таких текстов способствует воспитанию чувства ритма, развитию фонематического слуха. Стихи с такой рифмовкой легче запоминаются и, таким образом, легче закрепляются конкретные грамматические формы, на которые падает ударение. Потешки – это готовые образцы речи, доступные детям и помогающие развитию речи.
Слайд № 16
Практическая часть.
Потешка «Как по снегу, по метели».
Приглашаю подгруппу воспитателей для участия в занятии.
-Представьте, что вы малыши
- Хотите послушать новую потешку? (да). Читаю.
-Понравилась вам потешка? (да).
-По снегу, по метели что летели? (трое саночек). Как по снегу, по метели трое саночек летели.
-Саночки что делают? (шумят, гремят). И шумят, и гремят, колокольчики… (звенят).
-Кто едет в санках? В первых санках (дедушка, в других санках (бабушка, в третьих санках (тетушка).
-Кто выбегал к ним, встречал их? (Наша Катя выбегала, дорогих гостей встречала).
-Что Катя делала (ворота им отворяла).
-Куда она гостей вела (в горенку). В нову горенку вела.
-Горенка – это комната.
-Послушайте еще раз эту потешку.
-А теперь поиграем. Я буду говорить первую строчку, а вы вторую.
-Молодцы!
-Послушайте еще раз потешку.
-Кто желает рассказать потешку сам, я буду помогать. Смотрите на картинки, они вам помогут.
-Молодец!
-Вот таким образом идет работа по разучиванию потешек, стихотворений, используя мнемотаблицы.
Слайд № 17
Варианты игр с мнемотаблицами :
-Восстановить последовательность картинок по памяти;
-Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;
-Определять, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других;
-Найти лишнюю картинку;
-Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
- «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);
-Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай!». Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.
-Поочередное прочтение таблиц по фразам (воспитатель-ребенок).
-Составление рассказа по незнакомой таблице и сравнение его с текстом стихотворения.
Слайд № 18
Игра «Собери стихотворения» (текст прилагается).
Воспитатели играют, собирают стихотворения: «Раз, два, три, четыре, пять…», «Зима», «Мы на елке веселились…»
«На елке».
Мы на елке веселились,
И плясали и резвились.
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнес.
Дал большущие пакеты,
В них же – вкусные предметы:
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша,
Яблоко, один
Золотистый мандарин.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы идем во двор гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А потом в снегу валялись,
А потом домой пришли,
Суп поели, спать легли.
Зима.
Если снег идет, метель метет,
Стоят дома, словно терема,
Горки во дворе, узоры на стекле,
На дворе мороз кусачий –
Что же это значит?
Значит, к нам пришла сама
Зимушка – зима!
Слайд № 19
Задание «Нарисуй мнемотаблицу к потешке».
-А теперь, уважаемые воспитатели, разделитесь на группы. Предлагаю каждой группе нарисовать мнемотаблицук предложенным потешкам и поэтапно разучить ее с другими группами.
Предлагаю на выбор потешки: «Ай, дуду-дуду….», «Тень-тень-потетень…». «Как у нашего кота…», «Водичка, водичка».
Воспитатели работают за столами, где лежат листы бумаги, карандаши, этапы работы над стихотворением.
После окончания работы кто–нибудь из каждой группы поэтапно разучивает потешку с другими воспитателями, используя мнемотаблицу.
Слайд № 20
Вывод: Таким образом, разучивание потешек, стихотворений при помощи метода мнемотехники вызывают у детей большой интерес. Дети запоминают тексты намного лучше, легче и эмоциональнее. Этот метод оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и мыслительных операций: внимания, памяти и мышления.