МААМ-картинки

Использование народных сказок в образовательном процессе.

Елизавета Молочаева
Использование народных сказок в образовательном процессе.
▼ Скачать + Заказать документы

Использование народных сказок в образовательном процессе.

Сказки, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал, являются эффективным педагогическим средством, Слушание и обсуждение сказки с последующей ее драматизацией дают детям возможность понять этнопсихологические

особенности людей, узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом

Публикация «Использование народных сказок в образовательном процессе,» размещена в разделах

их жизни. Знакомясь со сказками разных народов, дети начинают понимать, что вечные категории «добро» и «зло» не имеют национальных особенностей и черт, но обречены на борьбу друг с другом вне этносоциальных обстоятельств и особенностей личного бытия сказочных персонажей. Содержание сказки задает ребенку социально одобряемые нормы отношений и поведения, подтверждает мудрость пословиц и поговорок, а порой и аргументирует эту мудрость, раскрывая ее на конкретных фактах. Характерными особенностями сказок являются : народность (сказки отражают жизнь народа, особенности его мировидения, а также культивируют их формирование у детей); оптимизм (сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом); увлекательность сюжета (сложность схемы событий, внешних столкновений и борьбы); образность (главный герой обычно отражает основные черты народного характера : отвагу, трудолюбие, остроумие и т. п.); забавность (тонкий и веселый юмор); дидактизм (сказки всех народов мира поучительны и назидательны) [1]. Так, на примере известной и всеми любимой сказки «Колобок» можно познакомить детей не только с традиционной пищей русского народа (колобок) и рецептом ее приготовления, но и расширить их представления о быте русского народа, пояснить понятия «амбар», «сусек», «пряжить». Приведем описание мероприятия, проведенного с воспитанниками МДОУ - детского сада № 59 Ставрополя, приобщающего до-школьников к этнокультурным ценностям. Идея была взята из работы Е. А. Найдёновой [2]. Конспект разработан при активном участии заместителя директора по учебно- воспитательной работе Н. А. Чуркиной.

Испечем мы колобок

Цель. Знакомить с технологией приготовления колобка, а также с устройством сусека (емкость для хранения муки и других сыпучих веществ).

Возраст. 4-5 лет (средняя группа).

Материал. Столы и стулья для детей; два стола, на которых находятся фартуки и косынки (по числу детей, духовой шкаф, фритюрница, противень, перышки для смазывания противня маслом, деревянные доски для выкладывания колобков, глубокая глиняная миска для замешивания теста, уменьшенная копия сусека с мукой, глиняный кувшинчик со сметаной, берестяные короба с сахаром и солью, блюдце с двумя сырыми куриными яйцами, венчик для взбивания яиц, деревянная ложка, рушник (полотенце, бутылка с подсолнечным маслом, блюдо для испеченных колобков, шумовка, чугунок.

Словарь. Сусек, амбар, колоб, короб, пряжить.

Предварительная работа. Накануне рассказать детям сказку, разыграть спектакль при помощи пальчикового или настольного театра; непосредственно перед началом мероприятия вымыть руки и надеть фартуки и косынки.

Примерное содержание мероприятия

Хозяйка (воспитатель группы в русском национальном костюме). Приглашаю вас на русские посиделки! Но чтобы они прошли как положено, нужно приготовить побольше угощения. Хотите мне помочь? Тогда рассаживайтесь. (Стулья стоят полукругом.) А чем угощали гостей на русских праздниках? (Ответы.)

На Масленицу пекли блины и еще одно лакомство. Какое? Вот загадка о нем: «На железном мосту солнышки растут». Что это? Верно, оладьи. Под железным мостом подразумевают сковороду, на которой их выпекают. А почему оладьи называют солнышками и почему о них говорят, что они растут? Подумайте! Может быть, кто-то видел, как мама печет оладьи? (Ответы.) Оладьи и правда похожи на солнышко и формой, и цветом, а растут они, то есть становятся пухлыми, потому, что тесто замешено на дрожжах или соде. А с чем подают оладьи? (С вареньем, медом, сиропом, сгущенным молоком и др.)

На праздник Сорока святых, или Сороки, пекли жаворонков или колоба. Колобом называли скатанный из теста ком или шар, круглый хлебец, пряженец кислого теста. А вам ничего не напоминает слово «колоб»? Где вы его встречали? (В сказке «Колобок».)

Хотелось бы вам испечь колобки? Тогда вспомним: с чего в сказке начала работу бабка? Как об этом пел сам Колобок?

По сусеку метён,

На сметане мешён

Да в масле пряжён.

Итак, вначале я замешу тесто. А что мне надо для того, чтобы приготовить тесто? (Ответы.) Для приготовления колобков мне надо разбить два яйца, сбить их с сахаром и солью (каждую операцию по приготовлению теста проговаривает вслух). Соль и сахар хранились в коробах. Что такое короба? (Ответы.) Коробом называли сундучок, сделанный из прутьев, бересты, фанеры или картона. В них хранили продукты, вещи, с ними ходили за грибами в лес. А в какой сказке мы встречаем слово «короб»? (В сказке «Маша и медведь».)

Что еще нужно для приготовления теста? (Мука.) Мука хранилась в амбаре - это хозяйственное строение для хранения зерна, муки, других припасов, а также товаров. В амбаре стояли специальные лари или сундуки, которые называли «сусеки». В них и хранили муку. (Демонстрирует сусек (уменьшенная копия, изготовленный плотником детского сада.) Они были очень удобны. Особенно удобным было приспособление, чтобы набирать точную порцию муки. Вытаскиваете заслонку из сусека - и мука под действием силы собственной тяжести высыпается в специальный ящик. Теперь задвигаете заслонку и достаете ящичек с мукой, необходимой для приготовления нужного количества теста. А мести по сусеку, как бабка в сказке, не нужно: в сусеке муки много.

На чем был мешён Колобок? (Ответы.) Я тоже замешу тесто на сметане. Она хранилась в небольших глиняных кувшинчиках (демонстрирует). Надо тщательно вымесить тесто, чтобы оно было однородным, без комков. А теперь вместе с вами будем катать колоба. Они должны быть величиной с грецкий орех, не больше. (Дети подходят к столам, на которых лежат деревянные дощечки, и катают колобки.)

Что теперь надо сделать? (Ответы.) К сожалению, у нас нет настоящей русской печи, но мы можем испечь колоба в современной переносной электрической печке (духовом шкафу). Выложим колоба на противень, который предварительно перышками смажем маслом. (Большую часть колобов необходимо оставить, чтобы по том изжарить их в масле.) Пока наши колоба пекутся, мы вымоем руки.

(Предлагает детям еще раз рассмотреть посуду и другие приспособления, которые были использованы. Цель - закрепить знание названия и назначения амбара, короба, сусека; рассказать о том, что уменьшенную копию сусека сделал плотник детского сада; закрепить знание технологии приготовления теста для колобов, чтобы дома вместе с мамой или бабушкой дети могли их испечь.)

Пора вынимать наши колобки! Что же получилось? Какие они румяные, ароматные! Но почему они не круглые, а сплюснутые с одной стороны? Ведь в сказке сказано, что Колобок был круглый и мог катиться по дорожке. Смогут ли наши колоба так же ловко и быстро катиться по дорожке, как сказочный Колобок? (Воспитатель и дети пытаются прокатить колобки по дощечкам или кухонному полотенцу.) Почему же наши колобки не круглые? (Предположения детей о причине деформации изделия.)

Чтобы разгадать секрет круглой формы Колобка, вспомним еще раз его песенку. (Делает акцент на фразе «в масле пряжён».) Оказывается, секрет в слове «пряжён». В старых книгах написано: пряжить, пряживать - значит, жарить в масле мучные изделия. Именно жарить, а мы с вами пекли, а не жарили. Наши колоба лежали на противне, а они должны плавать в масле. Попробуем исправить свою ошибку и приготовим колоба, как в сказке. Раньше хозяйки наливали подсолнечное масло в чугунок (показывает, нагревали его в печке, а затем клали в него колобки и жарили. Мы же наши колобки изжарим во фритюрнице. (Оставшиеся колоба воспитатель кладет во фритюрницу. Через 1-2 минуты шумовкой достает готовые колобки и выкладывает их на большое блюдо. Дети рассматривают форму колобков и удостоверяются: они круглые)

Теперь, когда колоба приготовлены, можно устраивать посиделки. (Дети едят колобки, пьют чай из самовара, танцуют, поют песни, разыгрывают инсценировки.)

Итак, знания, приобретенные детьми путем знакомства с этимологией слов, назначением предметов, помогают им делать обобщения и умозаключения, расширить свой кругозор.

С помощью фольклорных произведений детей можно познакомить с одним из ведущих признаков народа, отличающим его от всех других народов, а именно с языком. (Можно продемонстрировать, что языки, как и их носители, т. е. народы, могут быть похожими, родственными, а могут и отличаться друг от друга.)

Так, например, детям было показано кукольное театральное представление и на украинском языке рассказана сказка «Рукавичка». Рассказывал сказку, т. е. озвучивал всех персонажей, педагог, для которого украинский язык был родным. После представления с детьми была проведена беседа, в ходе которой выяснялось: поняли ли они сюжет сказки? запомнили ли имена героев? похожи ли украинские слова на русские? какие именно? В итоге дети пришли к выводу: представители русского и украинского народов могут понять друг друга, так как их языки являются родственными, похожими.

Помимо этого детям был задан вопрос: «На какую русскую народную сказку похожа украинская народная сказка “Рукавичка”?» Чаще всего дети (а иногда и взрослые) отвечали, что она похожа на сказку «Теремок», поэтому следует разъяснить, что «Теремок» представляет собой модификацию, т. е. обработку, русской народной сказки «Череп-терем» («череп» означает «черепок», «черепушка» - глиняный сосуд); можно рассказать ее (см. приложение). После беседы дети, изучающие английский язык, разыграли спектакль по сказке «Теремок» на неродном языке. И вновь, основываясь на сравнении, пришли к выводу: языки бывают не только похожими, но и отличными друг от друга.

Возможен и другой вариант знакомства детей с языковым разнообразием. Если в дошкольном учреждении нет детей, изучающих английский, можно предложить им или их родителям, владеющим каким-либо вторым языком, рассказать на нем сказку, потешку, небылицу, спеть песенку и др. Языковую проблематику можно в дальнейшем углубить или расширить, например поднять вопрос о межэтнических, государственных, международных языках.

Вывод: работа со сказкой проходит в различных формах: рассказывание, пересказ, разыгрывание по ролям, обсуждение действий сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение, проведение конкурса «Знаток сказок», выставки рисунков или поделок детей по мотивам сказок и многое другое. Можно предложить детям найти похожие сказки разных народов, выявить, в чем состоит их сходство и в чем - особенности. Интересный прием - придумывание детьми сказок, например, по мотивам кавказских и русских сказок; при этом персонажи могут быть одинаковыми.

Таким образом, используя потенциал народных сказок, педагоги получают возможность наглядно и доступно познакомить своих воспитанников с одним из ведущих признаков народа - языком, показать разнообразие культур разных народов, их сходства и различия, познакомить с традициями и обычаями народов.

Рекомендуемая литература

1. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов сред, и высш. пед. учеб. заведений. М. : Изд. центр «Академия», 1999.

2. Найдёнова ЕЛ. Школа миротворчества для самых маленьких: народоведение как технология воспитания толерантности (из опыта работы) // Толерантность и культурная традиция: Сб. статей / Под ред. М. Ю. Мартыновой. М. : РУДН, 2002.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Одной из приоритетных задач развития образования в России является создание единой образовательной информационной среды. В связи с этим.

Использование коммуникативных игр в образовательном процессе во второй младшей группе «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка, это норма даже тогда, когда малыш делает серьезное дело. У него это страсть, и её надо удовлетворить.

Использование коммуникативных игр в образовательном процессе во второй младшей группе «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка, это норма даже тогда, когда малыш делает серьезное дело. У него это страсть, и её надо удовлетворить.

Использование современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе ИГРА НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА "БУКВА ЗАБЛУДИЛАСЬ" Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения,.

Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий (из опыта работы воспитателя) Из опыта работы воспитателя Белоконевой Л. Н. Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов. Состояние.

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми с нарушениями речи Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми с нарушениями речи Шевченко Полина Евгеньевна Студентка.

Мастер-класс для воспитателей «Использование математических игр в образовательном процессе» Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с учётом Федерального государственного образовательного стандарта.

Мастер-класс «Использование художественно-дидактических игр в образовательном процессе» .

Теоретический семинар «Использование педагогических технологий в образовательном процессе» Цель: знакомство с формами и методами работы по использованию современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование народных сказок в образовательном процессе.
Опубликовано: 15 января 2017 в 22:23
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование народных сказок в образовательном процессе.» (включая файлы) размещена пользователем Елизавета Молочаева (УИ 265071) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД