Татьяна Колесниченко
Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование метода интеллект - карт в работе с дошкольниками»
С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой новой формой работы стал для меня метод интеллект – карт.
Публикация «Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Интеллект-карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.
Автором данного метода является Тони Бьюзен, британский психолог, автор методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности. Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума" так же их еще называют «ментальные карты», «карты памяти», но чаще всего используется термин "интеллект-карты". В работе с дошкольниками метод интеллект-карт предложен кандидатом педагогических наук Акименко Валентиной Михайловной, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи.
Особенность использования данного метода заключается в том, что при составлении интеллект-карты в процессе усвоения информации задействованы оба полушария. Результативность применения метода интеллект-карт достигается:
• наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом (в интеллект-карте она представлена в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними);
• привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
• запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
• своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
• творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
• возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Метод интеллект- карт является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между ДОО и школой.
В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию всех областей.
В работе с детьми дошкольного возраста интеллект-карты используются по трем направлениям:
Первое направление
Сбор материала о предмете или объекте.
Создание интеллект - карты в ходе обсуждения предмета или темы.
Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления - анализ, синтез, аналогия, обобщение.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Второе направление
Закрепление и обобщение материала.
Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.
Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления - анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, сериация, классификация.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Третье направление
Развитие связной речи.
Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.
Интеллект-карта помогает дошкольникам запоминать информацию, выражать эмоции и мысли по теме, воображать, искать ассоциации, рассказывать, пересказывать, рассуждать и общаться.
Требования к составлению интеллект-карты.
Имеются общие требования к составлению любой интеллект - карты. Для составления карты используются цветные карандаши, фломастеры, маркеры, лист бумаги располагается горизонтально, главная идея располагается в центре страницы для ее изображения можно использовать как слова, так и картинки. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления в любом направлении, и каждая ветвь имеет свой цвет. Под линией ветви пишется одно ключевое слово, можно использовать картинки, рисунки, ассоциации. Каждая мысль обводится и в процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Рекомендации по применению интеллект- карт (из опыта работы):
задавайте больше вопросов;
обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом;
Беседуйте по карте;
составляйте рассказы;
добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей;
экспериментируйте
В работе с интеллект - картами у детей развилась положительная динамика в речевом развитии:
пополнился словарный запас;
улучшилась лексико-грамматическая структура речи;
дети научились связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. С ее помощью дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты.