Получи документы

Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками

Татьяна Колесниченко
Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками

«Использование метода интеллект - карт в работе с дошкольниками»

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой новой формой работы стал для меня метод интеллект – карт.

Интеллект-карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.

Автором данного метода является Тони Бьюзен, британский психолог, автор методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности. Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума" так же их еще называют «ментальные карты», «карты памяти», но чаще всего используется термин "интеллект-карты". В работе с дошкольниками метод интеллект-карт предложен кандидатом педагогических наук Акименко Валентиной Михайловной, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи.

Особенность использования данного метода заключается в том, что при составлении интеллект-карты в процессе усвоения информации задействованы оба полушария. Результативность применения метода интеллект-карт достигается:

• наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом (в интеллект-карте она представлена в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними);

• привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;

• запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;

• своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;

• творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;

• возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Метод интеллект- карт является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между ДОО и школой.

В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию всех областей.

В работе с детьми дошкольного возраста интеллект-карты используются по трем направлениям:

Первое направление

Сбор материала о предмете или объекте.

Создание интеллект - карты в ходе обсуждения предмета или темы.

Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления - анализ, синтез, аналогия, обобщение.

Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Второе направление

Закрепление и обобщение материала.

Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.

Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления - анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, сериация, классификация.

Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Третье направление

Развитие связной речи.

Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.

Интеллект-карта помогает дошкольникам запоминать информацию, выражать эмоции и мысли по теме, воображать, искать ассоциации, рассказывать, пересказывать, рассуждать и общаться.

Требования к составлению интеллект-карты.

Имеются общие требования к составлению любой интеллект - карты. Для составления карты используются цветные карандаши, фломастеры, маркеры, лист бумаги располагается горизонтально, главная идея располагается в центре страницы для ее изображения можно использовать как слова, так и картинки. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления в любом направлении, и каждая ветвь имеет свой цвет. Под линией ветви пишется одно ключевое слово, можно использовать картинки, рисунки, ассоциации. Каждая мысль обводится и в процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

Рекомендации по применению интеллект- карт (из опыта работы):

задавайте больше вопросов;

обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом;

Беседуйте по карте;

составляйте рассказы;

добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей;

экспериментируйте

В работе с интеллект - картами у детей развилась положительная динамика в речевом развитии:

пополнился словарный запас;

улучшилась лексико-грамматическая структура речи;

дети научились связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. С ее помощью дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты.

Прикреплённые файлы:

intelekt-1_a9ql2.pptx | 6619 Кб
 
Публикации по теме:

Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ»Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ» Актуальность: Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить.

Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста» 1-ый слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста».

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта, карта мыслей или ассоциаций- это способ записи мыслей с помощью схем. В работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками
Опубликовано: 20 июля 2024 в 11:07
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Колесниченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.

19 июля. День летней безопасности. Передвижка «Польза и вред солнца»

Летом дети много времени проводят на улице, играя и наслаждаясь солнечным теплом. Как сделать их пребывание на солнце безопасным и полезным?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД