Ирина Климина
Использование метода арт-терапии «Зентангл» в совместной деятельности детей и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
«ЗЕНТАНГЛ» как современный метод психологической коррекции
тревожности у детей старшего дошкольного возраста в работе с родителями.
В настоящее время «ЗЕНТАНГЛ» как современный метод психологической коррекции тревожности – привлекает к себе все большее внимание. Причины этого кроются в «мягкости» и привлекательности самого процесса рисования, в использовании зрительного и пластического выражения своих переживаний и конфликтов.
Публикация «Использование метода арт-терапии „Зентангл“ в совместной деятельности детей и родителей» размещена в разделах
Зентангл (от zen – «уравновешенность, спокойствие» и rectangle – прямоугольник).как направление возникло совсем недавно, в 2006 году. было придумано американскими художниками Марией Томас и Риком Робертсом. Основным достоинством арт-терапии является то, что этот метод доступен для каждого – не требует специальной подготовки, навыков и талантов.
В нем используются квадраты 9х9 см. Либо целый рисунок помещается в квадрат, либо квадрат произвольным образом делится на сегменты, которые, в свою очередь, заполняются различными абстрактными элементами (точечками, кружочками, ромбиками, орнаментами – на что хватит фантазии).
Возможно использование зентангла как одного из эффективных подходов к осуществлению педагогической помощи детям с особенностями в развитии, поскольку эта техника повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни в детском саду, снижает утомление, ликвидирует негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением и общением, опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции, развивает чувство внутреннего контроля.
Ценность применения рисования «Зентангл» в целях облегчения прохождения периода адаптации заключается в том, что с его помощью можно на символическом уровне экспериментировать с разными чувствами, выражать их и учиться контролировать.
Дудлинг и зентангл – это техники, которые объединяют в себе рисование и медитацию. Они элементарны в освоении, не требуют много времени или особых инструментов и прекрасно подойдут и детям, и взрослым.
Зентангл рисуется по четким правилам:
• на квадратах бумаги со стороной 9х9 см рисуется абстрактный узор, не имеющий верха или низа,
то есть не ориентированный в пространстве;
• черные узоры на белом фоне;
• в зентанглах могут изображаться линии, геометрия, спирали, любые узоры
• зентангл задуман быть небольшим и относительно быстрым, так что его можно создать в любое время, когда приходит вдохновение, однако все линии в зентангле должны быть сделаны аккуратно.
Классический зентангл выполняется так :
1. Нанесите на квадрате бумаги 4 точки в каждом углу.
2. Соедините эти точки, определив границы рисунка.
3. Карандашом нарисуйте направляющие линии – струны (strings, чтобы разделить область рисунка на секции.
4. При помощи линера (или гелиевой ручки) заполните каждую секцию, отделенную струной, орнаментами. Некоторые участки могут оставаться открытыми.
Итак, в чём состоят различия техник дудлинг и зентангл? Узоры в обеих используются самые простые, но в первом случае рисование происходит на подсознательном уровне, а во втором – на сознательном и подчиняется правилам. Настоящий зентангл можно рассматривать с любого угла и с любой стороны. А если присутствует другой цвет, кроме чёрного и белого, или угадываются очертания какого-то конкретного объекта, животного или человека – тогда это одна из смешанных разновидностей – зендудлинг. Он идеально подходит для занятий с детьми.
Дудлинг и Зентангл – это техники интуитивного рисования, основанные на рисовании несложных повторяющихся элементов. Освоить такую технику проще простого, а рисовать можно как “из головы”, так и освоив наиболее распространенные шаблоны, коих сейчас есть множество.
Применение «Зентангла» в режимных моментах
Вначале проводим вводный мастер-класс с целью ознакомления детей с техникой. Знакомим с волшебными листочками (волшебство их в том, что с ними мы будем делать много интересных вещей, они будут нашими друзьями, помощниками, с ними никогда не будет скучно). Показываем, как можно делить листочек на секторы, какие можно рисовать линии, некоторые узоры и шаблоны. Дети быстро схватывают и почти сразу же начинают фантазировать.
В течение дня:
Утренний сбор-беседа.
Садимся в круг. Задаем вопросы. Ведем беседу, если ребенок не участвует в беседе, а просто рисует на листочке, можно потом один на один обсудить, что он нарисовал. Или, наоборот, дать ему главную роль, попросить при всех рассказать о своем рисунке, если ребенок готов сразу выйти на публику. Так проходит знакомство, вливание в коллектив, налаживание межличностных отношений.
Во время восприятия художественной литературы, чтобы отвлечь от навязчивых движений при стрессе, используем при трудностях восприятия сложного материала.
Цель: развитие умения пересказывать, используя иллюстрации в виде зентангла (функция мнемо-таблиц, происходит выход из речевой пассивности или расторможенности.
В свободной деятельности с целью снятия агрессивных вспышек, сглаживание конфликтных ситуаций. Как способ налаживания контакта со сверстниками и взрослыми.
В свободной деятельности с целью снятия агрессивных вспышек, сглаживание конфликтных ситуаций. Как способ налаживания контакта со сверстниками и взрослыми.
После сна во время «переживаний» в ожидании родителей «скоротать время», научить расслабиться и отвлечься.
На прогулке зарисовки во время двигательной расторможенности, для разрешения конфликтных ситуаций.
Игры с применением техники Зентангл
Игра «Разговор наедине», или «Мне хорошо рядом с тобой!»,
или «Посекретничаем» (для детей, которые трудно идут на контакт со взрослыми) /Психологическая коррекция межличностной тревожности/
Цель: обучение способу выражения своего эмоционального состояния, переживаний, развитие навыков речевого общения.
Материал: листочек бумаги, маркер.
Для ребенка в период жизненных изменений важна поддержка взрослого. У малыша есть потребность сообщить, что у него «не так», но сделать это ему пока сложно. Помочь ребенку в этом может игра-рисование с воспитателем наедине. Используя графические образы, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок расскажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать без специальной поддержки.
Игра «Расскажи, что случилось-получилось»
Материал: листочки бумаги, маркеры.
Цель: снятие эмоционального напряжения, приступов агрессии, раздражения, формирование потребности в дружеском общении, облегчение детям задачи начать и продолжать межличностные отношения.
При возникновении вспышек агрессии, при возбуждении ребенка, раздражении, воспитатель обращается к ребенку с предложением, просьбой или заданием (в зависимости от настроения ребенка) разрисовать готовые шаблоны или создать свои, абстрактные.
В зависимости от ситуации можно оставить ребенка одного или побыть с ним наедине. Если у ребенка возникнет желание поговорить, воспитатель выслушивает. Но чаще всего ребенок, успокоившись, уже не хочет вспоминать о конфликте. Фото
6 слайд Игра «Придумай свой дизайн подарка для нового друга»
Материал: листочек бумаги, маркер.
Цель: снятие эмоционального напряжения, формирование потребности в общении, облегчение детям начала межличностных отношений.
Предложить ребенку нарисовать подарок для нового друга на волшебном листочке. Попросить заполнить секторы рисунками с мыслями о том, во что будут играть, о чем разговаривать и т. д. Если ребенок готов подарить свой подарок товарищу, пусть подарит, если пока не готов, отложить на потом. фото
7 слайд Игра в паре «Давай посидим вместе» для детей, трудно сближающихся с другими»
Цель: обучение способу выражения своего эмоционального состояния, переживаний, развитие навыков речевого общения, налаживание межличностных контактов.
Материал: листочек бумаги, маркер.
Детей сажают рядом, спиной друг к другу. Воспитатель рекомендует нарисовать на листочке какие-нибудь интересные или смешные узоры. Так ненавязчиво происходит сближение. Дети вроде бы и рядом, но и не сразу оставлены наедине глаза в глаза. Чаще всего дети в конце рисования начинают оборачиваться, заглядывать друг к другу и начинается диалог.
8 слайд Игра «Посмеемся вместе»
Материал: листочки бумаги, маркеры.
Цель: снятие эмоционального напряжения, приступов агрессии, раздражения, чувства страха или тревоги, настрой детей на позитивное дружеское общение. Игра не исключена гиперактивных детей, но необходимо постараться вовремя остановить, если поведение ребенка выходит из-под контроля, и показана заторможенным детям с целью раскрепостить, научить показывать свои эмоции.
Воспитатель предлагает заполнить секторы изображениями смешных человечков ( можно упростить: закорючки, колобочки, крючочки, все, что может рассмешить детей). Обязательное последующее обсуждение.
9 слайд Игра «Прогоним монстрика»
Материал: листочки бумаги, маркеры.
Цель: снятие эмоционального напряжения, приступов агрессии, раздражения, чувства страха или тревоги.
Воспитатель рассказывает историю (возможно даже про себя, якобы он уже делал такое много раз) как можно заточить в листочек монстрика (или того, что или кого боится ребенок). Рассказать, что раз листочки волшебные, то он оттуда уже никогда не выберется. А если взять лист бумаги, разорвать его намного мелких кусочков и на счет 1-2-3-4 подбросить вверх, то получится веселый салют. Результат салюта собираем в корзинку, приговаривая: «Собираем мы листочки быстро-быстро, чисто-чисто». В этой игре в буквальном смысле выплескиваются эмоции. В человеческом организме самой природой заложена возможность саморегуляции: когда на смену реакции напряжения (стрессу) приходит расслабление, покой, отдых.
Зентангл, как метод Арт-терапии, применяемый в работе дошкольного психолога, можно правомерно представить как здоровьесберегающую инновационную технологию, которая может проявляться через систему методов спонтанного творчества наравне с другими технологиями.
В результативности и несомненной пользе применения арт-терапевтических приемов в работе с детьми убеждает следующее:
• устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса;
• у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;
• воспитывается чувство коллективизма;
• отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка, малообщительные дети легко включаются в работу;
• на занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;
• создается комфортный психологический климат: доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;
• стимулируется творческий подход, развивается воображение;
• идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;
• уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность, мышечные зажимы.
Работа с педагогами.
Сейчас уважаемые коллеги я вам предлагаю самим попробовать порисовать в технике Зентангл. - Игра «Собирание сокровищ»
Цель: сплочение коллектива, обучение способу выражения своего эмоционального состояния, формирование умения работать в коллективе, составлять коллективную работу, развитие навыков речевого общения, обогащение словаря словами-синонимами.
Материал: один лист бумаги большого размера.
Изображаем контур сундука или мешка, делит его на секторы. В преддверии нового года мы с вами нарисуем мешок деда мороза. Каждый заполняет свой сектор узорами и рассказывает, что же он туда сложит.
Можно «складывать» материальные сокровища, но можно подвести детей к тому, что в работу можно «сложить и такие «сокровища» : как добро, ласку, дружбу, взаимовыручку, тепло. Интересно понаблюдать, какие ассоциации вызывают эти понятия, как дети или взрослые выражают их в рисунке (например, тепло-солнышко, ласка-кошечки)
1. Повышается самооценка, особенно при адаптации в новом коллективе.
2. Происходит снятие агрессивности, вспыльчивости, проявления негативизма, двигательной и речевой расторможенности, демонстративности, конфликтности (дети учатся отвлекаться на другом занятии, переключаться).
3. Снижается проявление обидчивости, эмоциональной неустойчивости, скованности.
4. Умение контролировать свои эмоции, умеют увлекать себя интересным делом
5. Снижается проявление страхов и тревоги (по опросу родителей и наблюдений психолога).
6. Повышается работоспособность и умение заканчивать начатое дело.
7. Формируется понимание и умение дать словесные инструкции, умение вести диалог (при работе в паре, развивается связная речь.
8. Развивается твердость руки, мелкая моторика, глазомер, логическое мышление (умение построения паттернов и логических цепочек в рисунках).
9. Улучшается сон и настроение.
10. Проявляют творческие способности.
11. Повышается внимательность,
12. Происходит развитие коммуникативных способностей.
Список использованных источников
1. Бородин А. К. Искусство подсознательного рисунка. М. : Попурри, 2015.
2. Вагъянц А. М. Звучащее безмолвие. М. : ВЛАДОС, 2007.
3. Крахула Б. Зентангл. Рисование для вдохновения. СПб. : Питер, 2014.
4. Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей : развивающая работа с агрессивными и тревожными детьми. СПб. : Речь, 2011.
5. Щеулова Е. А. Развитие познавательных интересов у старших дошкольников и младших школьников техникой «зентангл» // Молодой ученый. 2016. № 11.