Светлана Гринько
Использование малых фольклорных форм при воспитании нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Без памяти нет традиций,
без традиции нет воспитания,
без культуры нет духовности,
без духовности нет личности,
без личности нет народа!»
Геннадий Никандрович Волков
(российский ученый педагог)
Публикация «Использование малых фольклорных форм при воспитании нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Малые формы фольклора – это небольшие по объёму фольклорные произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника.
Использование малых фольклорных форм имеет огромное значение в воспитании нравственных качеств у малышей : формируется представление о морально-нравственных ценностях (доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге, развиваются коммуникативные навыки (уважительное отношение к взрослым, сверстникам и малышам, развивается чувство коллективизма) и эмоционально-волевая сфера, воспитываются патриотические чувства (любовь к своей семье, малой и большой Родине, своему народу, к родной природе и т. д.).
Малые фольклорные формы могут включаться в содержание всех образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественное-эстетическое, физическое развитие, использоваться в разных видах деятельности детей в детском саду (игровой, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, двигательной, самообслуживание и др.).
Что же относится к детскому фольклору?
• Колыбельные песни
• Пестушки
• Потешки
• Заклички
• Считалки
• Скороговорки и чистоговорки
• Дразнилки
• Прибаутки, шутки, перевёртыши
• Сказки, загадки, пословицы и поговорки и т. д.
Более подробно остановимся на тех формах, которые чаще всего применяются нами в работе с малышами по воспитанию у них нравственных представлений, нравственных чувств и поведения.
Потешки —короткие ритмичные стишки (реже песенки, предназначенные для развлечения детей и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями во время проговаривания или пропевания потешки. Правильно подобранная потешка помогает устанавливать доброжелательную атмосферу в группе, организовать поведение малыша. Данная фольклорная форма способна вызвать эмоциональный отклик у детей, сформировать положительное отношение к режимным моментам: под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. С потешками жизнь ребенка становится ярче, интереснее, из нее уходят скука и однообразие. Потешки просты и кратки, что помогает их быстро запомнить; детей привлекает их звучность напевность, повторяемость.
В адаптационный период потешка является незаменимым помощником педагога, она помогает не только установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции и пробудить чувство симпатии, но и повысить его значимость (самооценку). Дело в том, что во многих потешках упоминаются имена, причём, мы их можем легко заменить на имя малыша в ласкательной форме. Дети начинают осознавать себя, понимать, что потешка сложена о них, в их честь, что он заслуживает уважения и внимания взрослых, что он ценен и важен, и это становится нормой, например:
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Димочка хороший!
Ванечка пригожий! (гладим по головке малыша или обнимаем при этом).
Кроме этого, разыгрывание потешки, в которой слышится имя ребенка, побуждает к большему осмыслению содержания (делиться или нет, например:
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть
Или Андрюшеньке (Сашеньке, Олечке) снесть?
И я сам укушу,
Да и Андрюшеньке снесу.
Многие знакомые нам со своего детства потешки дают простейшие знания о мире и наставления, при этом, они зачастую сопровождаются жестами взрослого, например:
Сорока-белобока// Кашку варила… ;
или
— Кисонька-мурысенька! Ты где была?
— На мельнице.
— Кисонька-мурысенька! Что ты там делала?
— Муку молола!
— Кисонька – мурысенька, что из муки пекла?
— Прянички!
— Кисенька – мурысенька, с кем прянички ела?
— Одна! (грозим пальцем)
— Не ешь одна, не ешь одна!
или
Идет коза – во лбу рога,
идет – ворчит, клюкой стучит –
кто кашки не ест, кто молока не пьет,
того забодаю, забодаю,
а кто кашку кушает и маму слушает,
с тем – поиграю.
Ребенок еще плохо может выразить в речи то, что чувствует, но уже стремится к звукоподражанию, к повторам жестов, а через это – до него доходит смысл потешки (почему коза ворчит, почему клюкой стучит). С одной стороны, ребенок играет, но в игре до него доходит смысл самой потешки, который имеет нравственную подоплеку – как нужно сделать так, чтобы было хорошо и правильно?
Многие потешки призваны научить детей проявлять заботу о других, уважать старших, быть послушным, например,
«Расти коса до пояса,
при чтении которой дети (пока по просьбе воспитателя, а потом в игре) копируют действия своих мам и бережно, осторожно причесывают, ласково приговаривая при этом, передают чувства, испытываемые ими в общении с матерью.
В потешке «Пальчик – мальчик, где ты был…» дети воспринимают мальчика – пальчика как существо трудолюбивое, доброжелательное, заботящееся о своих младших братьях.
А вот другая потешка, используемая при укладывании детей спать, звучит так:
Ай, бай, бай, бай!
Ты, собачка, не лай!
Ты, корова, не мычи!
Ты, петух, не кричи!
А наш мальчик будет спать,
Станет глазки закрывать.
или
Бай, бай, бай, бай,
Ты, собаченька, не лай.
И в гудочек не гуди–
Наших деток не буди.
Наши детки будут спать
Да большими вырастать.
- эта потешка тоже учит заботиться о других, но имеет ярко выраженный назидательный оттенок.
Очень большое значение имеют потешки для воспитания у детей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то плачет, дети помогают успокоить:
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не плачь, дорогой,
Куплю другой.
Не плачь, не кричи,
Дам тебе три.
или
Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесёт орешки –
Для Машиной потешки.
Если будешь плакать –
Дадим худой лапоть.
В народных произведениях, в которых имеется звукоподражание голосам животных, и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка.
Что так рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
или
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы,
Удивительной красы,
Глаза смелые, зубки белые.
Выйдет котя в огород,
Всполошиться весь народ,
Станут котю в гости звать,
Станут котю угощать.
или
Наши уточки с утра:
Кря,кря, кря.
Наши гуси у пруда:
Га-га! Га-га! Га-га!
Наши курочки в окно:
Ко-ко, ко-ко, ко-ко.
Детский фольклор воспитывает уважение и любовь к «земле – матушке».
«Топ – топ по земле –
Ведь земля – то наша,
И для нас на ней растут
Пироги и каша»
Особое внимание следует обратить на эмоциональное чтение воспитателем произведений народного творчества. Ребенок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям.
Потешки лучше всего обыгрывать, и сделать это можно разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, использовать разные виды театра для данного возраста, куклы би-ба-бо, шапочки, маски различных персонажей, применять ИКТ.
(занятие-видео)
В работе с младшими дошкольниками можно обращаться и к такой форме детского фольклора, как заклички, которые способствуют формированию у детей интереса к объектам и явлениям природы, воспитанию любви и бережного отношения к ним и природе своего края.
Закличка - от слова закликать (звать, просить, приглашать, обращаться) – это небольшая песенка для распевки группы детей или стихотворное обращение к явлениям природы: солнцу, радуге, дождю, птицам, насекомым и др. Просьбы и пожелания детей звучат как требования, например:
Дождик, дождик, припусти!
Дай цветочкам подрасти.
Лей, лей, веселей,
Землю-матушку полей!
или
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
нас ребят обогрей!
или
Ай, радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно ведрышко —
К нам в оконышко!
или
Улитка, улитка,
Высунь рога!
Дам кусок пирога
Да кувшин молока.
Требовательная закличка возникла в те далекие времена, когда народ еще думал, что словом можно влиять на природу. С той поры заклички изменились и стали игрой.