Светлана Гринько
Использование малых фольклорных форм при воспитании нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Без памяти нет традиций,
без традиции нет воспитания,
без культуры нет духовности,
без духовности нет личности,
без личности нет народа!»
Геннадий Никандрович Волков
(российский ученый педагог)
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Средняя группа
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Темочки
Малые формы фольклора – это небольшие по объёму фольклорные произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника.
Использование малых фольклорных форм имеет огромное значение в воспитании нравственных качеств у малышей : формируется представление о морально-нравственных ценностях (доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге, развиваются коммуникативные навыки (уважительное отношение к взрослым, сверстникам и малышам, развивается чувство коллективизма) и эмоционально-волевая сфера, воспитываются патриотические чувства (любовь к своей семье, малой и большой Родине, своему народу, к родной природе и т. д.).
Малые фольклорные формы могут включаться в содержание всех образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественное-эстетическое, физическое развитие, использоваться в разных видах деятельности детей в детском саду (игровой, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, двигательной, самообслуживание и др.).
Что же относится к детскому фольклору?
• Колыбельные песни
• Пестушки
• Потешки
• Заклички
• Считалки
• Скороговорки и чистоговорки
• Дразнилки
• Прибаутки, шутки, перевёртыши
• Сказки, загадки, пословицы и поговорки и т. д.
Более подробно остановимся на тех формах, которые чаще всего применяются нами в работе с малышами по воспитанию у них нравственных представлений, нравственных чувств и поведения.
Потешки —короткие ритмичные стишки (реже песенки, предназначенные для развлечения детей и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями во время проговаривания или пропевания потешки. Правильно подобранная потешка помогает устанавливать доброжелательную атмосферу в группе, организовать поведение малыша. Данная фольклорная форма способна вызвать эмоциональный отклик у детей, сформировать положительное отношение к режимным моментам: под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. С потешками жизнь ребенка становится ярче, интереснее, из нее уходят скука и однообразие. Потешки просты и кратки, что помогает их быстро запомнить; детей привлекает их звучность напевность, повторяемость.
В адаптационный период потешка является незаменимым помощником педагога, она помогает не только установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции и пробудить чувство симпатии, но и повысить его значимость (самооценку). Дело в том, что во многих потешках упоминаются имена, причём, мы их можем легко заменить на имя малыша в ласкательной форме. Дети начинают осознавать себя, понимать, что потешка сложена о них, в их честь, что он заслуживает уважения и внимания взрослых, что он ценен и важен, и это становится нормой, например:
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Димочка хороший!
Ванечка пригожий! (гладим по головке малыша или обнимаем при этом).
Кроме этого, разыгрывание потешки, в которой слышится имя ребенка, побуждает к большему осмыслению содержания (делиться или нет, например:
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть
Или Андрюшеньке (Сашеньке, Олечке) снесть?
И я сам укушу,
Да и Андрюшеньке снесу.
Многие знакомые нам со своего детства потешки дают простейшие знания о мире и наставления, при этом, они зачастую сопровождаются жестами взрослого, например:
Сорока-белобока// Кашку варила… ;
или
— Кисонька-мурысенька! Ты где была?
— На мельнице.
— Кисонька-мурысенька! Что ты там делала?
— Муку молола!
— Кисонька – мурысенька, что из муки пекла?
— Прянички!
— Кисенька – мурысенька, с кем прянички ела?
— Одна! (грозим пальцем)
— Не ешь одна, не ешь одна!
или
Идет коза – во лбу рога,
идет – ворчит, клюкой стучит –
кто кашки не ест, кто молока не пьет,
того забодаю, забодаю,
а кто кашку кушает и маму слушает,
с тем – поиграю.
Ребенок еще плохо может выразить в речи то, что чувствует, но уже стремится к звукоподражанию, к повторам жестов, а через это – до него доходит смысл потешки (почему коза ворчит, почему клюкой стучит). С одной стороны, ребенок играет, но в игре до него доходит смысл самой потешки, который имеет нравственную подоплеку – как нужно сделать так, чтобы было хорошо и правильно?
Многие потешки призваны научить детей проявлять заботу о других, уважать старших, быть послушным, например,
«Расти коса до пояса,
при чтении которой дети (пока по просьбе воспитателя, а потом в игре) копируют действия своих мам и бережно, осторожно причесывают, ласково приговаривая при этом, передают чувства, испытываемые ими в общении с матерью.
В потешке «Пальчик – мальчик, где ты был…» дети воспринимают мальчика – пальчика как существо трудолюбивое, доброжелательное, заботящееся о своих младших братьях.
А вот другая потешка, используемая при укладывании детей спать, звучит так:
Ай, бай, бай, бай!
Ты, собачка, не лай!
Ты, корова, не мычи!
Ты, петух, не кричи!
А наш мальчик будет спать,
Станет глазки закрывать.
или
Бай, бай, бай, бай,
Ты, собаченька, не лай.
И в гудочек не гуди–
Наших деток не буди.
Наши детки будут спать
Да большими вырастать.
- эта потешка тоже учит заботиться о других, но имеет ярко выраженный назидательный оттенок.
Очень большое значение имеют потешки для воспитания у детей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то плачет, дети помогают успокоить:
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не плачь, дорогой,
Куплю другой.
Не плачь, не кричи,
Дам тебе три.
или
Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесёт орешки –
Для Машиной потешки.
Если будешь плакать –
Дадим худой лапоть.
В народных произведениях, в которых имеется звукоподражание голосам животных, и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка.
Что так рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
или
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы,
Удивительной красы,
Глаза смелые, зубки белые.
Выйдет котя в огород,
Всполошиться весь народ,
Станут котю в гости звать,
Станут котю угощать.
или
Наши уточки с утра:
Кря,кря, кря.
Наши гуси у пруда:
Га-га! Га-га! Га-га!
Наши курочки в окно:
Ко-ко, ко-ко, ко-ко.
Детский фольклор воспитывает уважение и любовь к «земле – матушке».
«Топ – топ по земле –
Ведь земля – то наша,
И для нас на ней растут
Пироги и каша»
Особое внимание следует обратить на эмоциональное чтение воспитателем произведений народного творчества. Ребенок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям.
Потешки лучше всего обыгрывать, и сделать это можно разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, использовать разные виды театра для данного возраста, куклы би-ба-бо, шапочки, маски различных персонажей, применять ИКТ.
(занятие-видео)
В работе с младшими дошкольниками можно обращаться и к такой форме детского фольклора, как заклички, которые способствуют формированию у детей интереса к объектам и явлениям природы, воспитанию любви и бережного отношения к ним и природе своего края.
Закличка - от слова закликать (звать, просить, приглашать, обращаться) – это небольшая песенка для распевки группы детей или стихотворное обращение к явлениям природы: солнцу, радуге, дождю, птицам, насекомым и др. Просьбы и пожелания детей звучат как требования, например:
Дождик, дождик, припусти!
Дай цветочкам подрасти.
Лей, лей, веселей,
Землю-матушку полей!
или
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
нас ребят обогрей!
или
Ай, радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно ведрышко —
К нам в оконышко!
или
Улитка, улитка,
Высунь рога!
Дам кусок пирога
Да кувшин молока.
Требовательная закличка возникла в те далекие времена, когда народ еще думал, что словом можно влиять на природу. С той поры заклички изменились и стали игрой.