Любовь Зайцева
Использование лэпбука в закреплении лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Перед вами мой лэпбук
(Проще скажем – раскладушка).
Он – помощник, он же – друг
И серьёзная игрушка.
Игра «Один–много»
(Образование множественного числа имён существительных, дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное).
Постепенно открываем:
«Один – много» называем.
Мишка – мишки, стол – столы.

Правильно всё назови.
Темочки:
- Лэпбук. Лэпбуки на ВСЕ темы
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- ОНР, нарушение речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» апрель 2020
Игра «Что здесь лишнее? Нарисуй»
(Развитие логического мышления, мелкой моторики, воображения)
Здесь, что лишнее, скажи,
Обобщи и покажи.
Лексику обогащаем
И мышленье развиваем.
Предмет на бумаге рисуем -
Мелкую моторику тренируем.

Игра «Назови ласково»
(Закрепление умения правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом).
Тут выбери картинку, её ты назови,
А к ней такую же, но только ласково скажи.
Гном и гномик, гриб – грибок.
Дом и домик, дуб – дубок.

Словообразованием занимаемся,
Произносить правильно всё стараемся.
Игра «Выбери правильно предлог»
(Составление предложения по картинке, выбор схемы предлога, составление схемы предложения).
Предложение чтоб по картинке составить,
Надо правильно предлог нам вставить.

Из домиков схему собираем,
Предлог из круга выбираем.
Игра «Чей, чья, чьё?»
(Образование притяжательных прилагательных)
Ваня, Маша – наши дети –
Лучшие у нас на свете.
Чтоб одежду им собрать,
ЧЕЙ? И ЧЬЯ? Надо назвать.

Только без промашек.
Каждому – в кармашек.
На этой странице у зверей потерялись хвосты –Задания, увы, не просты.
Чей хвост у кого? Отбираем
И с помощью прищепок присоединяем.

Игра «Образуй относительные прилагательные» (какой? какая? какое? какие)
Сколько ягод, фруктов здесь!
Все не можем перечесть.
Из них сок хорош, варенье.
Какой? – ответьте без сомнения.

Игра «Слова – антонимы»
Задания:
1. Подобрать к каждой картинке пару с противоположным значением и объяснить свой выбор.
2. Подобрать пары картинок, разделить их на группы в зависимости от того, что обозначают слова: предмет, признак или действие.
3. Назвать противоположное понятие сначала без картинок, затем подобрать картинки.
4. Использовать карточки для тренировки памяти. Разложить 6-7 карточек, запомнить их. Затем убрать 1-2, остальные поменять местами. Что изменилось? Чего не стало?
Есть в русском языке наоборот – слова.
Эта тема, впрочем, не нова.
Противоположное найди значение,
По группам раздели и дай им объяснение.
Варианты заданий предлагаются,
И знания детей здесь закрепляются.
Подниматься и спускаться,
Говорить – молчать.

Раздеваться – одеваться,
Положить и взять.
Ночь и день, жара и холод,
Полный он или пустой.
Мальчик – девочка.
И мокрый плащ иль все ж сухой?
Игра «Согласуй имена существительные и имена числительные в Р. п., Дат. п., Тв. п.» (упражнение в согласовании существительных с числительными один, два, три, четыре, пять).
Чтоб имена согласовать,
Предметы, числа надо взять.
В падежи поставить и
Дружить заставить.
Буратино, например, надел халат.
Из чего он будет делать салат?
Для этого овощи возьми
И от 2 до 5 их назови.
Салат готов, а где ж компот?
Берёте фруктов хоровод.
От 2 до 5 их в кастрюлю бросаем -
И вкус прекрасный отмечаем.
Вот перед нами дедушка Егор.
А вот и весь его хозяйский двор.
Кому он вынесет еду?
Конечно, деду помогу.

Здесь два гуся и утки три,
Четыре кролика, смотри.
Пасутся на лугу пять коз.
Кому что дать? – опять вопрос.
Гномик наш в лесу живёт. Он животных бережёт.
С кем из них поговорит? С кем при встрече улыбнётся?
За кем понаблюдает? А с кем он посмеётся?
Два лося, ежа четыре, три лисы и белок пять.
Нужно будет на вопросы очень быстро отвечать.
Игра «Родственные слова»
(Закрепление слов, связанных по смыслу, имеющих общую часть)
«Найди лишнюю картинку» (выделение «лишнего» слова в группе родственных слов)».
«Назови родственные слова»(слова из серии предметных картинок) «Засели домик»(правильно ли родственные слова «заселились» в домик)
Связь по смыслу - слова родные:
Они все родственные, однокоренные.
Будь внимателен к словам:
Отыщи в них корень сам.
Снег, снежок, снегирь, снежинка,
Подснежник в белой пелеринке.

Речь, река, речной, речушка.
Какое слово «режет» ушко?
Снег, мороз и холода –
По домикам отправь слова:
Холодный, морозный, снежный.
А зимний, морской, а нежный?
В заключение темы я хочу сказать:
Лэпбук – это метод, помогающий полученные знания закреплять.
Это исследование, фантазии полёт.
Это мотивация открыть новый горизонт.
Лэпбук уверенности детям придаёт,
К дальнейшему развитию дошкольников ведёт.