Алла Ануфриева
Использование логоритмики в работе с детьми с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. В основе логоритмики лежит принцип использования ритма как стимулирующего фактора в развитии двигательной сферы.
Система логоритмических занятий предполагает:
обязательность повторения формируемых двигательных навыков;
Публикация «Использование логоритмики в работе с детьми с речевыми нарушениями» размещена в разделах
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей с речевой патологией;
постепенное повышение требований к детям (усложнение двигательных, музыкальных и словесных заданий);
всестороннее воздействие на личность ребенка (действуя в качестве неспецифической терапии, логоритмические средства позволяют корректировать собственно речевую патологию и сопутствующие ей изменения в функциональных системах организма и двигательной сфере);
комплексность, т. е. связь логоритмики с другими медико-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения)
На логоритмических занятиях музыка не просто сопровождает движения, а является их организующим началом. Упражнения подбираются так, чтобы каждый музыкальный сигнал вызывал немедленную и определенную двигательную реакцию. Это позволяет развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентировку, а главное способствует коррекции собственно речевых нарушений : фонематического слуха, темпа и ритма дыхания и т. д.
Оптимальные результаты достигаются при равномерном распределении психофизической нагрузки.
Примерная схема занятия логоритмикой :
ритмическая разминка, дающая установку на нужный темп движений и речи (вводное упражнение);
упражнение для развития внимания;
упражнение, регулирующее мышечный тонус;
упражнение для развития чувства темпа и ритма;
упражнение для развития координации слова с движением;
слушание музыки;
пение;
упражнение для развития мелкой мускулатуры пальцев рук;
упражнение для развития речевых и мимических движений;
игра;
заключительное упражнение на релаксацию (цель этого упражнения – успокоить детей, переключить внимание на другие виды деятельности.)
Занятия логоритмикой проводятся раз в неделю, продолжительность – 30-35 минут для детей старшего дошкольного возраста. Организатором занятия может выступать музыкальный руководитель, логопед или воспитатель. Желательна тесная взаимосвязь работников ДОУ. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы можно использовать на других занятиях. Песенный и танцевальный материал разучивается на музыкальных занятиях. Необходимо применять наглядный материал по лексическим темам – это переводит образы-представления в образы-понятия, что очень важно для последующих этапов обучения. Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.