Евгения Духанина
Использование легоконструирования в развитии одаренности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование Лего-конструирования в развитии одаренности
у детей дошкольного возраста
Духанина Евгения Леонидовна
Воспитатель
МДОБУ Д/с №79 «Лучик»
Сегодняшнее информационное общество требует ускорения технологического развития. Поэтому одним из приоритетных направлений развития современного дошкольного образования является создание условий для развития одаренных детей. Способные, талантливые люди всегда нужны государству. Именно они, одаренные, разрабатывают новые технологии, покоряют Космос, создают шедевры искусства.
Публикация «Использование легоконструирования в развитии одаренности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Лего. Конструктор LEGO
- Лего. Методические разработки
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2022
Дошкольное детство является важным и благоприятным периодом для развития одаренности детей. Поэтому в реальной практике ДОУ остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы по выявлению, поддержке и развитию одаренных воспитанников.
Одаренность объединяет познавательную, эмоциональную, волевую, мотивационную, психофизиологическую и другие сферы психики. Ее признаки могут быть постоянными или временными, явными или скрытыми (потенциальными). Одаренность может проявляться в виде высокого уровня развития общих или специальных (интеллектуальных, академических, художественных, психомоторных, лидерских, технических) способностей. Если рассматривать одаренность как становящуюся психическую реальность, то образовательная среда в этом случае лучшее средство становления одаренности.
XXI в. внёс в систему образования дошкольников новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и простыми иллюстрациями в книжках их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идёт по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. Результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений является не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребёнком качества, такие, как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность, которые наилучшим образом способствуют выявлению и развитию одарённости детей. В то же время педагог должен искать способы наиболее интересного и в то же время несложного развития вышеперечисленных качеств. Трудно заинтересовать детей абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если они не понимают цели его изучения.
В своей профессиональной деятельности педагог должен стремиться использовать разнообразные приёмы и методы развития одарённости, ведь нынешние дошкольники живут в мире компьютеров, Интернета, электроники и автоматики и хотят всё это изучать и использовать в процессе образования. Одним из путей достижения этих целей является совместная интеграционная деятельность дошкольника, педагогов и родителей по лего-конструированию.
Основные цели обучения лего-конструированию :
Социально-эмоциональное развитие : распознавание и понимание эмоций, изучение взаимоотношений, коммуникативные компетенции, самопознание, совместная работа и работа по очереди.
Раннее языковое развитие : навыки говорения и слушания, творческое мышление, совместная деятельность, ролевые игры.
Раннее математическое развитие : решение задач, наблюдение и умение делать выводы, простые арифметические действия, сортировка и категоризация, логическое мышление.
Познавательное развитие : творческое мышление и самовыражение, изучение мира вокруг, социально-эмоциональный интеллект, роли и обязанности.
Главным фактором развития одарённости с помощью Лего является, конечно же, само по себе конструирование, с помощью которого дети учатся правильно создавать конструкции по схемам, подбирать детали, варьировать их, выстраивать модели. Это позволяет не только развивать в них навыки конструирования, но и решать проблемы в других образовательных областях, предусмотренных программой ДОУ. Используя конструктор, перед детьми ставятся простые, понятные и привлекательные для них задачи, при достижении которых они, сами того не замечая, обучаются. Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального, а значит, способствует развитию одарённости.
Творческая, не рутинная деятельность привлекает каждого ребенка, заставляет его думать, так как она связана с созданием нового, открытием нового знания и своих собственных неизведанных способностей.
Это очень сильный и действенный стимул к занятиям Лего конструированием, к приложению усилий, нацеленных на преодоление возникающих сложностей при создании изделия.
Если деятельность дошкольника находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей, то она развивает его способности, максимально используя зону потенциального развития.
Деятельность, которая находится в рамках, не достигающих оптимальной зоны трудностей, гораздо меньше развивает способности ребенка. Если конструирование очень простое для ребенка, то оно всего лишь реализует, использует те способности ребенка, которые у него уже есть; если задание слишком сложное, практически невыполнимое для ребенка, то это тоже не формирует новые умения и навыки.
Для развития одаренности детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования должны быть созданы условия:
– процесс конструирования должен приносить ребенку удовольствие;
– конструктивно-игровую деятельность детей необходимо начинать способом «от простого к сложному»;
– обеспечение успеха в начале работы по конструированию;
– доступность и достаточность количества комплектов конструктора для всех детей;
– все задания ребенок должен выполнять самостоятельно;
– равноправное общение детей со взрослыми;
– личностно-ориентированный подход педагога к ребенку;
– общение должно носить познавательный характер;
– создание ситуации выбора, предоставление дошкольникам реальных прав выбора цели, задач, условий, материалов, средств деятельности [3, с. 34].
Лего-конструирование побуждает принимать и активно ставить познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах деятельности, использовать разные способы проверки (эксперимент, рассуждения, самостоятельно делать маленькие открытия.
Лего-конструирование как педагогическая технология предполагает соответствующую предметно-развивающую среду, прежде всего, лего-конструкторы и уже готовые лего-постройки. Такой подход позволяет ориентировать ребенка на интегрированную деятельность: дальнейшее продолжение игровой деятельности с постройкой и создание новой лего-конструкции. Настоящее конструирование начинается тогда, когда дети создают что-то новое, небывалое. Они становятся творцами и проявляют творческие способности, как только отходят от готового набора и заданных инструкций. На этом этапе важно не ограничивать свободу детского творчества, тогда это будет способствовать развитию способностей ребенка, развитию творческого мышления.
Мини-технология «Лего-сказка» направлена на создание, конструирование детьми моделей героев сказок и построек для развития сказочных сюжетов с дальнейшим использованием их в игре. Данная технология способствует развитию творческого воображения ребенка, как одного из структурных компонентов детской одаренности.
Мини-технология «Лего-мультфильм (Лего-комикс)». При создании лего-мультфильмов дети знакомятся с новыми для них видами творчества: конструирование картинки мультфильма, видеосъемка, монтаж, звуковое сопровождение. У детей появляется большая возможность для творческого самовыражения, что также способствует развитию их творческих способностей.
Педагогическая технология «Игра-фантазирование» представляет собой совместное сюжетосложение детей. Основой игры-фантазирования является литературный опыт детей, приобретенный при прослушании сказок, приключенческих историй, который преобразуется в ходе игры на основе приемов развития воображения. Необходимым условием данного вида игры является специальное игровое пространство. Участие детей в игре-фантазировании развивает у детей воображение, поэтому педагогическая технология «Игра-воображение» предполагает включение игр и игровых упражнений на развитие творческого воображения.
Взаимосвязь лего-конструирования с другими технологиями и средствами способствует тому, что конструирование становится творческим видом деятельности, а конструктор лего – средством развития творческих способностей детей. Конструирование как вид деятельности детей дошкольного возраста помогает детям строить и фантазировать, увлеченно работать, воплощая задуманное, воображаемое. Дошкольники развиваются всесторонне в непринужденной обстановке, у них возникает познавательный интерес, наблюдательность, креативность, что способствует развитию задатков одаренности.
Список литературы:
1. Емельянова, И. Е. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами лего-конструирования и компьютерно-игровых комплексов: учеб. метод. пос. для самост. работы студентов / И. Е. Емельянова, Ю. А. Максаева. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.
2. Немерещенко О. Д. Использование Лего-технологий в развитии способностей у детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие. Томск, 2014.
3. Парамонова Л. А. Теория и методика детского конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2002.
4. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. М., 2012.