Виктория Митрофанова
Использование «Кругов Луллия» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.
Публикация «Использование „Кругов Луллия“ в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В системе образования детей дошкольного возраста появляются новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому, педагог должен искать интересные детям и, в то же время, несложные способы развития ребенка.
Для работы с детьми мы выбрали систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе «Кругов Луллия». Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя - Раймунда Луллия (поэт, философ, мыслитель, 14 век, Италия).
Основная идея работы с дидактическим пособием «Круги Луллия» – создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений, познании окружающего мира, для решения проблемных ситуаций, повышению уровня познавательного и речевого развития воспитанников.
Преимущество технологии заключается в том, что позволяет сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры; дает возможность самостоятельно изготовить конструкцию кругов для работы по разным темам, для проведения любой игры или занятия.
Методы современной инновационной педагогической технологии «Круги Луллия» формируют успешность в развитии ребенка. Применение технологии позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по познавательному и речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Изучая данное направление, я определила основную цель своей работы – создать условия для развития основных компонентов языковой системы (фонематического восприятия и звукового анализа, грамматического строя речи, словарного запаса и связной речи) через использование кругов Луллия.
Для достижения поставленной цели выделила следующие задачи:
• уточнять, пополнять и активизировать словарный запас;
• совершенствовать слоговую структуру слова;
• автоматизировать звуки речи;
• развивать фонематические процессы;
• формировать структуру предложений;
• совершенствовать развитие связной речи.
• развивать логическое, наглядно-образное мышление, умение мыслить нестандартно.
В своей работе опиралась на принципы организации игр:
• Принцип доступности, который предполагает отбор таких явлений, которые понятны детям дошкольного возраста.
• Принцип наглядности предусматривает подбор и трансформацию демонстрационного материала по различным темам.
• Принцип эмоционального восприятия информации позволяет использовать события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес;
• Принцип новизны, креативность и нестандартность.
Формы организации образовательной деятельности:
• образовательные ситуации (в ООД по речевому, познавательному развитию (как часть занятия);
• игровые обучающие ситуации (в самостоятельной деятельности детей);
• самостоятельная игровая деятельность детей (в игровой деятельности вне занятий).
Развивающий потенциал кругов Луллия заключается :
• в переходе от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным;
• в системности и последовательности;
• в формировании социального опыта посредством игровых моментов;
• концентричность при изучении материала;
• в нестандартной организации мыслительных процессов.
Принцип изготовления развивающих игр состоит в следующем: вырезанные из картона круги разбивают на нужное количество секторов, серединка вырезается. Круги нанизываются на стержень (например, от пирамидки, или на палочку, карандаш, сверху прикрепляется стрелка или контур по величине сектора. На сектора прикрепляются изображения, знаки, символы по теме. Очень удобно использовать старые виниловые пластинки разных размеров.
Круги Луллия представляются детям как чудесные кольца или загадочные круги. Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами. В данном пособии используется одновременно только два круга. Сами круги помещаются в коробку с окошком посередине, в котором и совмещаются нужные изображения. Края кругов выходят за край коробки, что обеспечивает удобное вращение.
Игры могут быть подобраны по двум направлениям:
1. Уточнение имеющихся знаний в определенных областях - реальное задании (РЗ) : речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое;
2. Упражнения на развитие воображения, фантазии и творчества - фантазийные задания (ФЗ).
1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний – например, на сектора самого большого круга прикрепляются изображения деревьев (дуб, яблоня, сосна, кедр и т. д., на меньший по величине – изображение листьев этих деревьев, на третий – плодов или семян (желудь, яблоко, шишка и т. п., а на самый маленький – места произрастания (опушка леса, сад, сосновый бор и др.)
2. На развитие воображения, фантазии и творчества – например, на занятии по изобразительной деятельности ребенок самостоятельно выбирает, какую вазу он будет рисовать: на первом круге прикрепляются различные формы вазы, на среднем – цвет, а на маленьком – варианты росписи.
Алгоритм проведения образовательной деятельности с использованием «Кругов Луллия» :
1. Постановка задачи.
2. Размещение предметных картинок по всем секторам и кругам в соответствие с тематикой.
3. Создание проблемной ситуации при вращении кругов.
4. Продуктивная детская деятельность:
5. Рефлексия и подведение итогов.
1. Ставится задача – детям предлагается найти соответствия на кругах. Например, по просьбе воспитателя они находят на нижнем круге изображение яблони, затем, поворачивая средний круг, отыскивают изображение сада и располагают его над яблоней, на маленьком круге таким же образом находят яблоко. Объясняют, что получилось.
2. На всех секторах первого круга картинками или знаками обозначаются какие-либо изображения деревьев (сосна, яблоня и др.); второго – места их произрастания (сад, лес, болото и т. п.); третьего – изображения плодов (апельсин, яблоко, шишки и др.).
3. Круги раскручивают, дети смотрят, какие изображения на кругах оказались под стрелкой, называют их. Например: береза – болото – апельсин. Задача. Объяснить, как объект может расти в таком месте и приносить подобные плоды. С достаточной степенью достоверности объяснить правомерность данного фантастического преобразования. Например, хорошо ли иметь такую чудесную березу в унылой болотистой местности и каким обитателям леса особенно понравится, что на ней растут апельсины.
4. На основе фантастического преобразования составляется рассказ.
5. По итогам преобразования организуется продуктивная деятельность (лепка, рисование и т. п.)
На основе своего опыта использования кругов Луллия я обозначила несколько моделей участия педагога в дидактических играх с кругами.
Степень участия воспитателя при использовании данной технологии разная: в соответствие с возрастом детей, степенью готовности к игре.
1) воспитатель принимает участие в игре, он обозначает цель и правила, помогает распределить роли и при необходимости развивает игру;
2) воспитатель принимает второстепенное участие в развитии игры, он только косвенно воздействует на поведение и речь детей, а дошкольники самостоятельно распределяют роли, выбирают ведущего и осуществляют речевое оформление игры;
3) воспитатель выступает в роли наблюдателя, контролируя ход игровой деятельности: дети самостоятельно развивают игру, сопровождая все свои действия речевыми высказываниями, используя речевые умения и навыки;
4) воспитатель инструктирует дошкольников и создает условия для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.
Существуют разные варианты использования «Речевых кругов».
Игры на формирование лексико-грамматических категорий: «Чей, чья, чьё?», «Образуй словечко», «Один - много», «Называй-ка», «Сосчитай-ка».
Цель этих игр: совершенствование лексико-грамматического строя речи, закрепление навыка словообразования и словоизменения, расширение и активизация словаря, развитие связной речи.
Игры, совершенствующие навык развития артикуляционной моторики: «Зарядка для язычка», «Посмотри и покажи».
Цель игр: совершенствование артикуляционных способностей детей, формирование навыков сотрудничества и самостоятельности.
На сегодняшний день круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Они вносят элемент игры в занятия, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Таким образом, игровая технология позволяет разнообразить образовательный процесс, делая его не просто образовательной деятельностью, а образовательной деятельностью с увлекательными образовательными ситуациями.
Варианты использования этой методики безграничны. Многие педагоги активно ее осваивают, детям она очень нравится и вам в вашей работе, ее тоже рекомендую