Эльза Юсупова
Использование компьютерных технологий в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Использование компьютерных технологий в детском саду
Юсупова Э. М
I категория, воспитатель
Семыкина А. К
I категория, воспитатель
МАДОУ Детский сад№ 27,
Республика Башкортостан г. Октябрьский
Чтобы сделать образовательный процесс интересным, насыщенным и занимательным, перед педагогом стоит задача: развивать у детей устойчивый познавательный интерес к учению. Современный ребенок развивается в мире, который коренным образом отличается от мира, в где выросли его родители. И как первое звено образования, предъявляются новые требования к дошкольному воспитанию. Дошкольный возраст – важнейший этап в формировании личности ребенка. Интеллектуальное и психическое развитие, представления ребенка об окружающем мире, происходят именно в этот период. Такие процессы как, восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь, выступают важнейшими компонентами для развития познавательной деятельности ребенка.
Публикация «Использование компьютерных технологий в детском саду» размещена в разделах
Сегодня в работе с детьми и родителями, в методической работе и управлении дошкольным учреждением, активно используются информационно-коммуникационные технологии. Внедрение компьютерных технологий в образование – необходимый и логичный шаг в развитии современного мира в целом. Для специалистов работающих в системе дошкольного образования, возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд актуальных в наше время задач.
В образовании инновационные технологии призваны, прежде всего;
-улучшить качество обучения,
- повысить мотивацию детей к получению новых знаний,
- ускорить процесс усвоения знаний. (1)
В настоящее время в детских садах формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологичные информационные средства обучения и развития дошкольников. Новые технологии в дошкольных учреждениях используются по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности: на занятиях по развитию математических, естественно-научных, экологических представлений, художественному творчеству, развитию речи, музыке. Ребенок должен развиваться всесторонне. (2)
В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий :
• компьютер;
• мультимедийный проектор;
• принтер;
• видеомагнитофон, DVD плейер;
• телевизор;
• магнитофон;
• фотоаппарат;
• видеокамера;
• электронные доски.
Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимают всё большее место в досуговой деятельности дошкольников, накладывая определённый отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности. Современный ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа - средой. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. (3)
Занятия с использованием игр и игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания детей, посещающих детские сады. В последнее время широко распространились компьютерные игры для детей. Они являются инструментами для творчества и самовыражения ребенка.
Воспитатели и родители должны иметь представление о разновидностях компьютерных игровых программ, структуре компьютерных игр, их воздействии на психику ребенка. Игра определяется набором правил, предписаний, которые регламентируют ее процесс. Сейчас можно встретить очень много классификаций компьютерных игр, но в настоящий момент единая классификация отсутствует. С помощью игр формируются навыки чтения и счета, развиваются приемы анализа и синтеза, воображение, творческие способности. В игровой форме дошкольники закрепляют знания алфавита, выполняют тренировочные упражнения по построению предложений. Упражнения развивают память, творческое мышление, речь, помогают концентрировать внимание. На это направлены сборники компьютерных игр, например: «Двадцать две игры со щенками», «Приключения в стране творчества», «Искатель» и многие другие. Сборники предназначены для детей от 5 до 10 лет. Для эффективного использования таких игр, необходимо, чтобы в них был заложен качественный дидактический материал.
Составитель заданий для компьютерных программ психолог Ю. А. Баркова считает, что игры без насилия и агрессии положительно влияют на мировосприятие детей, в игровой форме учат понимать окружающие явления, что в конечном итоге сказывается на формировании мировоззрения.
Использование компьютерных игр способствует развитию любознательности, эстетического вкуса, логики и внимания, умения анализировать, обобщать информацию, помогает адекватно воспринимать окружающий мир. Одним из учебных результатов, получаемых при влиянии на детей электронных игр, является формирование компьютерной грамотности. Некоторые дети знают буквы, но не владеют уверенными навыками чтения, поэтому надписи сопровождаются голосом. При использовании таких игр, достигаются не только дидактические цели, но и формируются основы компьютерной культуры, так как они учатся действовать компьютерной мышкой, работать с клавиатурой. Компьютерные игры, при помощи которых у детей формируется умения управлять разнообразными ситуациями на дисплее, приобретают особенное значение - с помощью клавиатуры, манипуляторов «мышь» и «джойстик» или других средств управления. Умение планировать свои действия, предвидеть их результат, приобретает важное значение в условиях компьютерной игры. Преодолевая препятствия и решая познавательные задачи, ребенок учится анализировать игровые ситуации и это способствует развитию у него уверенности в своих силах.
В дошкольных образовательных учреждениях, где установлены компьютеры, у детей появляется новое направление общения: они активно обсуждают новые компьютерные игры, свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. Значительно обогащается детский словарь, дошкольники легко и с удовольствием овладевают новой терминологией.
Но главное заключается в том, что существенно возрастает самооценка ребенка. Успехи в компьютерных играх позволяют детям повышать свой рейтинг и даже выходить в лидеры. Все это в целом способствует возникновению эмоционального комфорта, чувства более полноценной жизни, что очень важно для нормального развития личности ребенка.
Использование ребенком компьютера в своей деятельности оказывает влияние на различные стороны его психического развития. (4)
Однако использование игровых компьютерных программ для развития и обучения детей как в дошкольном учреждении, так и в домашних условиях имеет свои особенности. Вопрос о "засиживании" за компьютером актуален. Разумно сделать ограничения занятий на компьютере по времени - 10-15 минут. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте должен двигаться 70-80% времени бодрствования и не может усидеть больше этого времени.
По требованиям санитарных правил и норм, занятия с использованием компьютера предполагают для детей 5 - 7 лет, 10 - 15 минут. Но если использовать компьютер только в качестве экрана, то позволяется при необходимости увеличивать занятие на 5 минут, но с обязательной сменой деятельности и физкультурной минуткой. В ходе занятия необходимо проводить гимнастику для глаз, обязательно проветривать помещения до и после занятия. Занятия с использованием коммуникативных технологий проводятся не более 2 – 3 раз в неделю, все занятия проводятся с подгруппой детей. Санитарные нормы определяет размер экрана 59 - 69 см (для всей группы). (5)
Кроме того, необходимо убедиться в качестве электронного продукта, который должен отвечать не только техническим, но и психологическим и дидактическим требованиям. Компьютер – не банальное развлечение.
- Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Например, как показать ребенку процесс запуска ракеты или технологию производства бумаги?
- Услышать звуки природы, животных, предметного мира, общественной жизни, а также совершить «путешествие» в прошлое, посетить другую страну дают возможность демонстрация видеофильмов.
- Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.
- Осваивая детские электронные энциклопедии, дошкольники очень активны. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности. (6)
Таким образом, использование информационных-коммуникационных технологий, в дошкольном образовательном учреждении может вполне оправдать и принести большую пользу для развития всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя и способствовать повышению качества образовательного процесса.
Литература
1. Венгер Л. А., Марцинковская Т. Д., Венгер А. Л. Виды компьютерных игр // Готов ли ваш ребенок к школе. М., 1994 [ 4: 32-34]
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26 марта 2003г. №24 «О введении в действие санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.1.1249-03» [ 5: 2.4.10-2.4.11]
3. Рябцева О. В. Использование медиатехнологий в образовательном процессе ДОУ. [ 1: 17-23]
4. Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Право на игру //Современное дошкольное образование. Теория и практика 2011. №1 [ 3: 74-78]
5. Трифонова Е. В. Режиссерские игры детей дошкольников. М., 2011[ 2: 14-16]
6. Электронная газета «Интерактивное образование» (выпуск №20, декабрь 2008г.). Статья «Информационные технологии в дошкольном образовании» Анна Викторовна Молокова, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник НМЦ «Современные технологии» НИПК и ПРО. [ 6: 12-14