Татьяна Радченко
Использование информационно-коммуникативных технологий в детском саду в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель
1КК Радченко Т. М.
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей.
Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников. Многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, они зачастую допускают в своей речи аграмматизмы (расстройство речи, для которого характерно нарушение способности пользоваться грамматическим строем речи, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация.
Публикация «Использование информационно-коммуникативных технологий в детском саду в развитии речи дошкольников» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2018
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.
Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только - что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов.
Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на занятиях.
Современный ребенок с рождения окружен насыщенной медиа – средой. Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимает все большее место в деятельности дошкольников.
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей. Возможности использования современных технологий позволяют наиболее полно и успешно реализовывать развитие способностей ребенка.
Практика показала, что при использовании ИКТ, значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход.
Применение ИКТ усиливает:
1. Положительную мотивацию обучения.
2. Активизирует познавательную деятельность детей.
Использование ИКТ позволяет проводить образовательную деятельность:
• на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка);
• обеспечивает наглядность;
• привлекает большое количество дидактического материала;
• способствует повышению качества образования.
Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.
Развитие речи включает в себя следующие направления работы:
Звуковая культура речи.
Развитие фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.
Формирование лексико - грамматического строя речи.
Развитие связной речи
Работу над звуковой культурой речи можно начинать с восприятия неречевых звуков, используя презентации: «Звуки дома», «Инструменты». Они не только демонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздают необходимые слуховые ассоциации, например такие: «вода капает», «часы тикают», «молоток стучит»
Следующее направление - это развитие фонематического восприятия и овладение элементами грамоты. Здесь можно использовать такие презентации, как: «Игры со звуками».
Формирование лексико-грамматических средств языка. Например, для создания презентации по формированию лексико - грамматических средств языка, используются картинки для развития мышления и речи дошкольников. Рассмотрев картинку, дети отвечают на вопросы по содержанию данной картинки. Таким образом, они анализируют и рассуждают. Также, отвечая на некоторые вопросы, поставленные воспитателем, ребёнок может фантазировать, сочинять. По картинке можно также составлять предложения, используя опорные слова, из которых ребёнок должен составить грамматически правильное предложение.
Также использую различные игры для развития связной речи. Такие как: «Расскажи сказку». На экране появляется фрагмент из сказки, а дети должны отгадать, что это за сказка и воспроизвести небольшой фрагмент из данной сказки. Также использую игру «Узнай сказку». Где дети по небольшим фрагментам из сказок, запечатлённых на картинках, отгадывают сказки. Игра «Найди недостающего героя сказки». На экране появляется картинка, на которой спрятан герой. Дети должны догадаться, какого героя не хватает на данной картинке. После того, как они отгадают, на пустом месте появляется недостающий герой.
Таким образом, использование ИКТ в развитии речи детей в дошкольном возрасте позволяет:
1. Расширяется представления воспитанников об окружающем мире, обогащается словарный запас.
2. Дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли, более глубоко понимать значение слов.
3. Сформируется умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.
4. Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории.
5. Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек.
6. Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Использование в работе мультимедийный презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность моей работы в целом. Их применение на занятиях по развитию речи интересно детям и, что не маловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при групповой работе с детьми.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по развитию речи обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным.