Получи документы

Использование кинезиотерапии для коррекции высших психических функций у детей с ТНР

Ольга Бессонова
Использование кинезиотерапии для коррекции высших психических функций у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Использование кинезиотерапии для коррекции

ВПФ (высших психических функций) у детей с ТНР.

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития детей дошкольного возраста. В последние годы увеличилось количество детей с трудностями в обучении и адаптации. Большинству детей с различными нарушениями речи свойственны: нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально-волевой сферы, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация. Наличие этих проблем значительно «тормозит» процесс коррекции речи детей.

Публикация «Использование кинезиотерапии для коррекции высших психических функций у детей с ТНР» размещена в разделах

Одну из самых многочисленных групп детей с нарушениями в развитии составляют дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Определенную роль в их возникновении играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия.

У детей с ТНР нарушается не только формирование всех компонентов речевой системы, но и развитие практически всех психических функций. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения, снижена вербальная память при относительно сохранной смысловой памяти. Дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У них ограничены возможности познавательной деятельности. Дети отстают в развитии словесно – логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Всё вышеперечисленное замедляет процесс формирования правильной речи у детей с ТНР.

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Назрела необходимость использования в работе спектра современных образовательных технологий. Чтобы поддерживать познавательную активность детей данной категории, развивать их мыслительные процессы, преодолеть имеющиеся у дошкольников нарушения, укрепить психофизическое здоровье можно использовать методы кинезиологии для проведения комплексной психокоррекционной работы.

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение.

Слайд 2

И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!

Слайд 3

Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевой и пальцевой моторики. Авторы подчеркивают, что формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М. М. Кольцовой, “мощным средством повышения работоспособности головного мозга”.

Технологией, которая позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга является кинезиотерапия.

Слайд 4

Кинезиология или «Гимнастика для мозга» - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Слайд 5

Основная идея кинезиологии — это активизация деятельности двух полушарий головного мозга. Исследования физиологов показывают, что правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Современные кинезиологи рассматривают причину нарушений функций обучения в неспособности правого и левого полушария к интеграции (аналитический мозг постоянно блокирует творческое начало образного мозга в его способности к интегративному видению).

Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций. Трудности в обучении таких детей возникают в связи с незрелостью определенных функций, дисгармонии созревания головного мозга, нарушении межполушарного взаимодействия. Для преодоления имеющихся речевых нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из универсальных методов является кинезиологическая коррекция.

В работе с детьми с ТНР можно использовать такие методы как :

Кинезиологические упражнения;

Кинезиологические игры (так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра)

Кинезиологические сказки

Слайд 6

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий создать новые нейронные сети и активизировать межполушарное взаимодействие

Слайд 7

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость организма, способствуют улучшению памяти и концентрации внимания, развитию речи, пространственных представлений, развивают мелкую и крупную моторику, снижают утомляемость, улучшают зрительно-моторную координацию. Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.

Слайд 8

Кинезиологические игры – прививают ребёнку интерес к выполнению упражнений, с помощью игры он учится коммуникабельности, учится проявлять свои способности, начинает стремиться к успеху.

Включение сказки в кинезиологию позволяет заинтересовать детей, поддерживает их интерес к упражнениям. Из разученных упражнений создаётся целая история (сказка) и эффективность увеличивается в несколько раз.

Слайд 9

Среди основных задач кинезиологических игр и упражнений можно выделить следующие:

• развитие межполушарного взаимодействия;

• развитие межполушарных связей;

• синхронизация работы полушарий;

• развитие мелкой моторики;

• развитие речи;

• развитие памяти, внимания, мышления.

Кинезиологические упражнения можно использовать, как и во время самой коррекционно-развивающей деятельности, в качестве динамических пауз, так и перед коррекционно-развивающей деятельностью как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу.

Слайд 10

Комплекс кинезиологических игр и упражнений представлен следующими упражнениями:

«Растяжки» – нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц опорно-двигательного аппарата;

«Дыхательная гимнастика» – улучшает ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность;

«Гимнастика для глаз» – позволяет расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма;

«Пальчиковая гимнастика» – стимулирует речевые зоны головного мозга;

«Телесные упражнения» – развивает межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы;

«Релаксация» – способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Основным требованием к квалификационному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов. Кинезиологические игры и упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение кинезиологических комплексов способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование народной тряпичной куклы как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми с ОНРИспользование народной тряпичной куклы как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми с ОНР Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность, так и его.

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование фитбол-гимнастики для коррекции физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаИспользование фитбол-гимнастики для коррекции физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Инструктор по физической культуре Хроменкова М. Р. МБДОУ Детский сад №13 г Арханельск. Новизна «Фитбол – гимнастики» заключается в нетрадиционном.

Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. В последние годы увеличилось количество.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Использование техники «коллаж» и элементов аппликации в системе работы по коррекции речиИспользование техники «коллаж» и элементов аппликации в системе работы по коррекции речи Применение изобразительного творчества в процессе коррекционного обучения называют изотерапией (рисование, раскрашивание, лепка, аппликация,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование кинезиотерапии для коррекции высших психических функций у детей с ТНР
Опубликовано: 26 августа 2024 в 14:44
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование кинезиотерапии для коррекции высших психических функций у детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бессонова (УИ 895035) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД