Марина Анатольевна
Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из наиболее актуальных проблем современного общества можно выделить проблему воспитания здорового и всесторонне развитого ребенка. В связи с этим появляется необходимость поиска новых, наиболее эффективных средств реализации воспитания и развития детей. Изучая данную проблематику, особое внимание следует уделить развивающей деятельности с детьми.
Ученые доказали, что после двух лет у ребенка начинают укрепляться связи между левым и правым полушарием. Левое полушарие – ответственное за речь, а правое – формирующее все наши зрительно-пространственные и другие восприятия. В связи с этим, к развивающей деятельности следует отнести кинезиологические упражнения.
Публикация «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Темочки
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, которые позволяют синхронизировать работу полушарий, развить межполушарную связь, межполушарное взаимодействие и активизировать различные отделы коры головного мозга.
Для гармоничного развития ребенка очень важно, чтобы у него были задействованы оба полушария головного мозга, без резкого преобладания одного над другим. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении. Эти веселые упражнения помогут развивать межполушарные связи и улучшать творческие способности ребенка.
Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерны: системное нарушение речевой деятельности, недостаточная речевая активность, которая накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы, незрелость психических процессов, пространственные нарушения. Среди психологических нарушений детей с ТНР – быстрая истощаемость, замедленный темп развития, низкая продуктивность и произвольная регуляция.
В результате системного использования педагогами методов кинезиологии у дошкольников с ТНР улучшается зрительно-моторная координация, развивается общая и мелкая моторика, познавательные психические процессы (мышление, внимание, восприятие, память, воображение, речь, повышается способность детей к волевым усилиям, к произвольному контролю, снижается психоэмоциональное напряжение.
Для эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми необходимо соблюдение условий: упражнения выполняются систематично, без пропусков, в доброжелательной обстановке, от детей требуется точное выполнение движений. Все упражнения педагог должен выполнять вместе с детьми. Оптимально проводить занятия с небольшой подгруппой детей или индивидуально.
Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накопительный эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.
Так, при наименьших затратах достигается положительная динамика в развитии интеллектуальных способностей и развитие речи детей через движение.
Таким образом, регулярное использование кинезиологических упражнений оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий головного мозга, что помогает развитию способностей ребёнка и коррекции проблем в различных областях психики. Применение данных упражнений, позволяет ускорить у ребёнка коррекцию речевых нарушений, а также, улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания. Развивают творческие способности на основе наглядно-образного мышления, стабилизируют психику, развивают интуицию. Улучшают память, повышают интеллектуальные возможности, активизируется работа головного мозга.
Библиографический список:
1. Афонькин С. Ю., Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. - СПб., 1997.
2. Голомазов, С. В. Кинезиология точностных действий человека / С. В. Голомазов. - М: СпортАкадемПресс, 2003.
3. А. Л. Сиротюк «Обучение детей с учётом психофизиологии», «Сфера», Москва 2001г.
4. А. Л. Сиротюк «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения», «Сфера», Москва 2003г.
5. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте : учебное пособие для высших учебных заведений / А. В. Семенович. – М, 2002.