Виктория Леонова
Использование кинезиологических упражнений для развития межполушарного взаимодействия
▼ Скачать + Заказать документы
Кинезиология — наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Публикация «Использование кинезиологических упражнений для развития межполушарного взаимодействия» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался Асклепиад. Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счёт которых поддерживала свой мозг в активном состоянии.
Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.
Исследования ученых-физиологов подтвердили связь между интеллектуальным развитием и пальчиковой моторикой.
Польза, которую приносят эти упражнения колоссальная. Ребенок становится не только энергичным, сообразительным, активным и контролирующим себя, улучшается его речь и координация пальцев.
Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в их развитии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
Хочу отметить, что используя такие упражнения на уроках, у детей повышается работоспособность, активизируется познавательные процессы. Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и накапливающийся эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.
Основным требованием к использованию специальных кинезиологических комплексов является ТОЧНОЕ выполнение движений и приёмов. Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать учеников. Занятия должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке. Если упражнения используются на предметных уроках, то необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерываться кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно. В случае, когда учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, рекомендуется применять комплекс перед началом работы. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5 до 30минут в день. Заниматься необходимо ежедневно. Упражнения проводятся стоя или сидя за столом.
Длительность занятий по одному комплексу упражнений - 45-60 дней.
Для постепенного усложнения упражнений можно использовать :
• ускорение темпа выполнения,
• выполнение упражнений с легко прикушенным языком и закрытыми глазами,
• подключение движений глаз и языка к движениям рук,
• подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.
На коррекционно-развивающих занятиях я провожу с детьми упражнения, улучшающие умственную деятельность, синхронизирующие работу полушарий, содействующих запоминанию, способствующих концентрации внимания, улучшающие процесс письма. Сейчас на некоторых мы с вами остановимся
1. Колечко. Цель: развитие межполушарного взаимодействия
Дети выполняют упражнение, согласно речевой инструкции педагога. При затруднении педагог работает с каждым индивидуально. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками. Это упражнение можно дополнить заучиванием стихотворений, по типу пальчиковой гимнастики.
2. Ухо – нос.
Дети выполняют упражнение, согласно речевой инструкции педагога. Левой рукой дотрагиваются до кончика носа, а правой рукой – за противоположное ухо. При успешном выполнении упражнения, изменяется положение рук «с точностью наоборот.
3. Кулак-ребо-ладонь. Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Дети повторяют движение за педагогом: Кулак-ребро-ладонь. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро-ладонь). Если общение выстраивается на невербальном уровне, дети ограничиваются показом движений. (для активизации речевой деятельности, данное упражнение сопровождается стихотворением. Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь,
Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).
3. Лягушка.
Дети повторяют движение за учителем. Обе руки лежат на столе ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, необходимо следить за тем, чтобы сжатия - разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.
4. Зеркальное рисование.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля, элиминация зеркального восприятия
Перед ребенком лежит чистый лист бумаги. В руках ребенок держит карандаши. Затем, ученик начинает рисовать двумя руками одновременно зеркально-симметричные рисунки, буквы, а взрослый помогает ребенку при затруднении.
6. Массаж ушных раковин.
В этом упражнении дети массируют мочки ушей, потом всю ушную раковину. В конце упражнения они растирают уши руками. Постепенно упражнение усложняется тем, что каждый ребенок начинает выполнять движение вначале с открытыми глазами, затем с закрытыми. Упражнение можно повторять 7 раз.
В завершении хочется отметить, что работая с детьми с ОВЗ, следует учитывать их психофизиологические возможности, поэтому материал следует выстраивать поэтапно, но конечной целью является синхронизация межполушарного взаимодействия. Поэтому кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.
Таким образом, опираясь на кинезиологические упражнения можно достичь хороших результатов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.