Алина Юрина
Использование кейс-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование кейс-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Активная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий для применения в работе с дошкольниками, особую нишу занимают дошкольники с ограниченными возможностями здоровья.
Одной из актуальных на сегодняшний день является применение кейс-технологий в дошкольном образовании, которые позволяют на практике реализовать компетентностный подход.
Публикация «Использование кейс-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не только на освоение знаний, но и на формирование у слушателей новых качеств и умений.
Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Преимущества кейс-технологий :
- коллективный характер познавательной деятельности;
-творческий подход к познанию;
- сочетание теоретического знания и практических навыков.
Особенностью метода кейс -технологий является создание проблемной ситуации и ее последовательное решение, в ходе которого актуализируются и расширяются знания, умения и навыки дошкольников. Данный метод способствует развитию анализа ситуаций, выбора оптимального пути решения, планирования собственных действий, оценивания альтернативного решения заданий, развития коммуникативных умений, развития навыка работы с информационными источниками. Задачей этого метода является максимальная активизация каждого дошкольника в самостоятельную работу по решению проблемы, что в дальнейшем позволит им заниматься самообразованием и саморазвитием в любом направлении.
Кейс – метод развивает :
• умственные, сенсорные и речевые способности.
• аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы.
• формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать).
• практические умения.
Кейс – технология в переводе с латинского означает – запутанный случай, а в переводе с английского – чемоданчик. Это метод анализа практической жизненной ситуации, который позволяет ребенку в игровой форме усвоить определенную информацию, проанализировать её и подойти к практической деятельности через актуализацию полученных знаний и умозаключений. Во время анализа проблемной ситуации у детей развивается речемыслительная деятельность, межличностные отношения, преодолеваются коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность, создается ситуация успеха.
Применяя кейс – технологию, мы моделируем различные проблемно игровые ситуации в рамках событийных тем, каждая из которых объединена в один сюжет. Данную работу проводим как итоговую организационную деятельность по изучаемой теме. Любой из кейсов используется с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, как часть занятия.
С помощью кейс – технологии педагог может обеспечить гибкость и пластичность образовательного процесса, активизировать общение детей, развить способность коллективно решать проблемную ситуацию, то есть более эффективно скорректировать комплексные отклонения коммуникативного развития воспитанников.
Каждый из кейсов оснащен своего рода «путеводителем» для педагога - аннотацией, инструкцией и технологической картой.
Содержание кейсов для детей включает в себя смоделированную педагогом проблемную ситуацию, оформленную в виде иллюстрации, фото и сопровождающимся набольшим комментарием педагога. В ходе решения игровой проблемной ситуации у детей активизируются коммуникативные навыки - в умении договариваться, учитывать интересы и чувства других, в умении разрешать конфликты, следовать социальным нормам поведения. Данный процесс наполняется особым содержанием, так как воспитанников объединяет интересная, насыщенная деятельность в ходе решения проблемной ситуации, дети ведут партнерский диалог, задают уточняющие вопросы, выбирают партнера по взаимодействию, включаются в коммуникацию.
В своей работе мы успешно используем кейс-иллюстрации, кейс-фото.
Кейс-иллюстрация — это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей. Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Кейс-технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, включая самого педагога. Использование кейс-технологии формирует у воспитанников новые качества и умения, развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
После проведения уже нескольких игровых кейсов нами была отмечена положительная эмоциональная реакция детей на совместную продуктивную деятельность, на совместные сюжетно ролевые игры, на деятельность, которая направлена на взаимодействие. Наблюдается активная самостоятельная деятельность, характер общения детей стал более дружественный, на нет сошло проявление конфликтных ситуаций между детьми, присутствует самоконтроль в общении, все чаще проявляется чувство понимания и сопереживания к сверстнику.
Кейс – технология – это идеальный помощник для педагогов: у нее есть ряд особенностей, важных для работы с детьми с ОВЗ дошкольного возраста по развитию коммуникативной деятельности. Дети приобретают навыки успешного умения в решении межличностных проблем, учатся удерживать внимание на собеседнике, находить интересную тему для общения.