Ангелина Ерошина
Использование интерактивных игр-презентаций в развитии экологических представлений детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление
на городском профессиональном объединении педагогов на тему:
Использование интерактивных игр - презентаций в развитии экологических представлений детей старшего дошкольного возраста
Подготовила:
воспитатель МБДОУ
Ерошина Ангелина Дмитриевна
г. Мичуринск
2021 уч. год
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Информационно-компьютерные технологии проникают в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей.
Познание родной природы является источником первых знаний. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного воспитания.
Психолого-педагогические исследования последних десятилетий А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова, Н. Н. Николаевой, И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления педагогики - связать их с исходными понятиями экологии. Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание и уже в младшем возрасте начать формирование экологической культуры.
В процессе экологического образования дошкольников мы используем разнообразные методы: практические, наглядные и словесные. Известно, что использование в педагогической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, повышает эффективность работы педагогов в целом. Для повышения мотивации детей к занятиям по экологическому воспитанию в детском саду мы привлекаем неисчерпаемый потенциал компьютерных прикладных программ и интерактивные игры- презентации.
В методическом пособии Ю. Солоницина представлены технологии организации работы с детьми дошкольного возраста с использованием медиа презентаций.
В педагогических трудах Л. В. Купцова и Т. А. Прищепа «Информационные технологии в работе с дошкольниками и младшими школьниками», особое внимание авторы уделяют содержанию обучения, тематическому и поурочному планированию и дидактическому оснащению в педагогическом процессе.
Изучение специальной литературы убедило нас в том, что использование мультимедийных игровых технологий при ознакомлении детей с животными, растениями, экосистемами, недоступными для их восприятия, игровые ИКТ повысят у детей познавательную активность на обучающих занятия, так как аудиовизуальная информация, является наиболее эффективной для восприятия и запоминания.
В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности и игровая мотивация постепенно смещается на учебную. Использование обучающих мультимедийных игр позволяет формировать у детей умение самостоятельно осваивать материал, так как художественное оформление экологических игр с использованием мультимедиа технологий имеет для ребёнка особую привлекательность и значительно повышает познавательный интерес, облегчают понимание и запоминание информации, так как компьютерные технологии изложения подключают не только слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память.
Накопленный опыт мы рассматриваем как реализация принципов экологического воспитания через систему воспитательно-образовательных задач по программе Васильевой «Воспитания и обучение в детском саду».
В процессе формирования экологической культуры дошкольников решались следующие задачи:
• сформировать представления о домашних и диких животных, птицах их месте обитания, пищи, их детёнышей;
• сформировать представления детей о растительном мире (деревья, кустарники, цветы, ягоды, грибы - их название, строение, месте произрастания);
• сформировать представления детей о сезонных изменениях в природе (весна, лето, осень зима);
• учить детей пользоваться обобщающими понятиями и простейшими символами; прививать интерес к окружающей природе, способность любоваться её красотой;
• учить бережно относиться к растениям и животным.
Например: интерактивная игра - презентация "Игры с животными". В ходе игры дети углубляют и обобщают знания детей о многообразии животного мира, природно-климатических зон. Игра - презентация состоит из нескольких игр.
1 игра «Природно-климатические зоны и их обитатели»
В этой игре предполагается познакомить или закрепить (в зависимости от поставленных целей) особенности природно-климатической зоны и ее обитателей.
2 игра «Прятки»
Эта игра состоит из семи слайдов. Ее смысл в том, чтобы запомнить животных, расположенных на слайде. После обсуждения с детьми находящихся на слайде животных по щелчку на прямоугольник «Играть» появляется ширма, которая исчезает через некоторое время (примерно 5 секунд). Одновременно с открытием ширмы появляются животные, из которых предлагается выбрать спрятавшееся животное. Дети находят какое животное исчезло. При неправильном варианте появляется задумчивый смайлик со звуковым сопровождением «барабан», при правильном ответе – веселый смайлик со звуковым сопровождением «аплодисменты» и это животное перемещается на свое место.
3 игра «Рассели животных»
Эта игра состоит из двух слайдов. Здесь детям предлагается определить, в какой природно-климатической зоне обитает животное, появившееся на слайде. Детям на выбор дается четыре природно-климатические зоны, по 2 животных из каждой зоны
4 игра «Кто заблудился?»
Эта игра состоит из четырех слайдов. В этой игре детям сначала предлагается вспомнить животных обитающих в определенной природно – климатической зоне, затем появляется ширма. После исчезновения ширмы животные меняются местами.
5 игра «Кто пришел?»
Игра состоит из четырех слайдов. В этой игре предлагается детям вспомнить животных, обитающих в определенной природно-климатической зоне. Затем после появления и исчезновения ширмы появляется одно или несколько животных. Далее детям предлагается выбрать из какой природно-климатической зоны пришло животное.
6 игра «Фразы»
Эта игра состоит из 18 слайдов. Детям предлагаются интересные факты о животных, затем они должны выбрать правильный ответ. Если ответ верный появляется веселый смайлик со звуковым сопровождением «Аплодисменты». Если ответ не верный – ничего не происходит
Как показала практика, в образовательной деятельности с использованием ИКТ дети активны. На фоне положительной эмоциональной атмосферы в образовательной деятельности повысился интерес к изучаемому материалу, за счёт высокой динамики эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас, воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность, развивается воображение и творческие способности.
Экологические игры-презентации облегчают понимание и запоминание информации, так как компьютерные технологии изложения подключают не только слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память. Использование игр-презентаций позволяет организовать нетрадиционный подход к воспитанию экологической культуры, повысить творческую и познавательную активность дошкольников в процессе обучения, а также заинтересовать родителей в участие в проектной деятельности по экологическому воспитанию с использованием ИКТ.
Тематическое планирование интерактивных игр-презентаций
Неживая природа Растительный мир Животный мир Климатические зоны
Сентябрь "Осень" "Как путешествуют семена" "Чьи детки" "Среда обитания, жители гор"
Октябрь "Живое - неживое" "Части растений" "Птицы" "Среда обитания, жители водоемов"
Ноябрь "Природные явления и объекты" "Грибы" "Морские обитатели" "Среда обитания, жители пустыни"
Декабрь "Зима" "Овощи, фрукты" "Дикие и домашние животные" "Среда обитания, полярные области"
Январь "Минералы и горные породы" "Цветы" "Насекомые и рептилии" "Среда обитания, жители степи"
Февраль "Путешествие капельки" "Деревья и кустарники" "Как растете живое" "Среда обитания, жители саванн"
Март "Весна" "Ягоды" "Человек" "Среда обитания, жители тайги, леса"
Апрель "Небесные тела и светила" "Злаки" "Красная книга" "Среда обитания, жители джунглей"
Май "Почва" "Лес- многоэтажный дом" "Хищники и травоядные" Игры с животными