Ирина Вялова
Использование интерактивного оборудования при формировании у детей мотивации к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование интерактивного оборудования для проведения виртуальной экскурсии в школу для детей подготовительных групп, в рамках профилактики дезадаптации и формирования мотивации к школьному обучению»
[/b]
(Использование интерактивного оборудования при формировании у детей мотивации к школьному обучению).
В рамках реализации преемственности между детским садом и школой, (в частности это школа №5, так как у нас большая часть детей уходит туда, у нас ежегодно планируются мероприятия, которые помогают детям сформировать более точное понимание о школе, о процессе обучения в школе. Это экскурсии в школу, открытые занятия в детском саду для учителей, эстафеты между первоклассниками и дошкольниками, выпускные, где также использованы песни и стихи, игры, связанные с будущим обучением в школе. В связи с ограничениями многие мероприятия в этом году не получилось провести в привычном формате. Поэтому мы решили использовать интерактивное оборудование для формирования у детей мотивации и представлений о школе.
Темочки:
Экскурсии в школу детей подготовительных групп, каким образом в этом году их удалось трансформировать в виртуальный формат, чтобы у детей было хотя бы небольшое представление о том, как выглядят помещения школы, а также задача была снизить уровень тревожности, который возникает при попадании ребёнка в незнакомое помещение.
Значимость проведения реальных/ виртуальных экскурсий иллюстрируют реальные ситуации, которые происходили в этом году, когда родители, в связи с ограничениями, имели возможность только до школы проводить ребёнка. Некоторые опоздавшие первоклассники, заходя в школу, не знали, как добраться до нужного кабинета и испытывали при этом еще больший стресс, который мог выражаться в слезах и состоянии растерянности.
Это говорит о том, что все-таки и без того стрессовую ситуацию можно как сделать еще более тревожной, так и, наоборот, подготовить детей к этому периоду в их жизни и сгладить многие стрессовые факторы.
Поэтому важно, пусть в виртуальном формате, сформировать представление о внутреннем устройстве школы, о том, у кого можно попросить помощи, в случае, если не знаешь, куда идти в здании школы.
Как выстраивалась работа по формированию мотивации к школе у детей подготовительных групп.
В начале учебного года была проведена диагностика:
• на сформированность мотивации к школе (на ориентацию ребенка на дошкольные/школьные виды деятельности Т. А. Нежнова,
• на выявление отношения ребенка к предстоящему обучению в школе и уровню тревожности. (Разработана Захаровой Е. И. с учетом системы анализа детского рисунка Г. Т. Хоментаускаса и характеристики внутренней позиции школьника Л. И. Божович).
После первичной диагностики в течение учебного года организовывались встречи, одна из которых была посвящена изучению внутренних помещений школы с помощью фото и видео, которые мы с коллегой сделали в каникулярное время, договорившись с представителем школы, другие встречи были посвящены игровой деятельности на интерактивной стене, так же в рамках этой темы.
А теперь немного о том, какое интерактивное оборудование было использовано.
- проектор
- компьютер с колонками
-интерактивная стена: комплекс, адаптирующий поверхность в интерактивную (проектор, ноутбук, датчик считывания движений Kinect, мячи для работы с интерактивной стеной).
Какие программы были использованы для создания и проведения виртуальной экскурсии:
- Microsoft PowerPoint (презентация).
- VSDC Free Video Editor (видеонарезка с музыкальным фоном).
- Специальное программное обеспечение в виде игр на интерактивной стене.
Возможности использования интерактивной стены в работе с детьми.
Интерактивная стена – это настенная проекция, реагирующая на прикосновения.
• В рамках заданной педагогом тематики у детей есть возможность не просто неподвижно смотреть, а получать или закреплять знания в движении, что отвечает возрастным особенностям детей.
• Можно играть всем вместе, или делится на команды и на скорость выполнять задания (по типу эстафеты, благодаря встроенной функции разделения интерактивной поверхности.
• Мы можем развивать ещё дополнительно зрительно-моторную координацию детей путем попадания мячом в движущийся или не подвижный объект.
• Можно развивать и межполушарные связи головного мозга, если попросить ребёнка кидать обеими руками мячи в стену, так как поверхности на стене можно поделить на два и более рабочих поля.
• Игры построены по принципу от простого к сложному (имеют разные уровни сложности). Это помогает выстроить индивидуальный подход к обучению детей.
• Несомненным плюсом являются размеры проектируемого изображения. (Они значительно больше, чем интерактивная доска, что повышает интерес детей к занятию.
• Попадание в стену мячом сопровождается характерным визуальным и звуковым эффектом, дополнительно мотивирующим детей на дальнейшую игру.
Минусы использования интерактивной стены.
• Помещение должно быть затемнено, иначе не будут срабатывать датчики прикосновения.
• Необходимо регулярно связываться с обслуживающим тех. центром дистанционно, чтобы устранить неполадки и сбои в работе оборудования.
• Мелькание экрана может вызвать ухудшение состояния у детей, имеющих эпи-очаги в головном мозге. (Но при соблюдении требований к работе с ИКТ по времени не более 7 минут, ухудшения мало вероятны).
• Нет возможности плавного перехода с презентации на игры.
Результаты диагностики.
Результаты диагностики уровень сформированности мотивации к школе (на ориентацию ребенка на дошкольные/школьные виды деятельности Т. А. Нежнова)
Результаты повторного обследования показали положительную динамику, что говорит об ориентации детей в основном на школьные виды деятельности.
Результаты диагностики по выявлению отношения ребенка к предстоящему обучению в школе, уровень тревожности.
(Разработана Захаровой Е. И. с учетом системы анализа детского рисунка Г. Т. Хоментаускаса и характеристики внутренней позиции школьника Л. И. Божович)
Результаты повторного обследования показали положительную динамику: дети себя ставили на более высокую позицию, что говорит о наибольшей уверенности в себе, как ученике школы; тревожность также стала ниже 71% - средний уровень тревожности, 29% - низкий уровень.
Вывод: использование интерактивного оборудования в рамках заданной темы полностью не сможет заменить реальное общение с учителями, первоклассниками, взаимодействие с ними, но как вспомогательный инструмент в работе педагога, при не возможности очных встреч и общения, может быть фрагментарно использован.