Елена Иншакова
Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.
Подготовила дефектолог МАДОУ № 37
Иншакова Е. Г.
Королев
2020
«…мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте.
И такой фундамент – это патриотизм…»
Владимир Путин.
Понятие патриотизм многогранно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Публикация «Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.
Для более эффективной работы в воспитании нравственности и патриотизма у дошкольников необходимы следующие педагогические условия:
- эвристическая, она же развивающая, среда, как в детском саду, так и в семье, в которой ребенок может самореализоваться.
- тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи ребенка.
- подготовленность и желание педагогов и родителей к решению проблем в воспитании патриотизма детей.
1. Эвристическая, развивающая среда, характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, проявления инициативы, самостоятельности.
2. Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов; это обеспечение родителей минимумом психолого-педагогической информацией, обучение их способам общения с ребенком, вовлечение членов семьи в педагогический процесс; в создании в детском саду и в семье предметной развивающей среды.
3. Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства.
В новых стандартах речь идет о важности и необходимости использования новых педагогических технологий. Инновации в педагогической деятельности, прежде всего, означают нововведения, обновление, изменение уже существующих педагогических технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка. Таким образом, главной целью детского сада по ФГОС в патриотическом воспитании дошкольников, выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, с творческим потенциалом, способной к взаимодействию с другими людьми.
Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.
На что же мы здесь опираемся:
1. Личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр всей системы личность ребенка, на обеспечение комфортных условий для реализации имеющихся природных потенциалов, позволяющих ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Основная цель – это максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей на основе использования уже имеющегося у ребенка жизненного опыта.
2. Технологии игрового обучения, которые опираются на принцип активности ребенка, и характеризуются высоким уровнем мотивации и определяются естественной потребностью дошкольника. Роль педагога здесь заключается в создании и организации предметно - пространственной среды. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения.
3. Технологии проектного обучения — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Основной целью проектной технологии в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности.
Большую роль в реализации метода проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, но и установленными нормами.
4. Технология мини-музеев
На базе дошкольных образовательных учреждений создаются повсеместно мини-музеи, которые пользуются огромной популярностью как у воспитанников, так и у их родителей. Так же в группах детского сада создаются музейные уголки.
Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства.
5. Информационно-компьютерная технология
Внедрение ИКТ не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют.
Можно организовать видео-экскурсии к самым известным памятникам города, дидактические игры «Назови улицу», «Угадай чего не стало» с использованием ИКТ В результате такой целенаправленной работы у воспитанников группы формируются навыки поведения на улицах города, чувство гордости за свой город и уважения к людям труда.
Использование на занятиях мультимедийного оборудования и гаджетов делает детей более активными, за счет высокой динамики, эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас. После таких занятий, в свободной деятельности дети с удовольствием слушают песни о Родине и играют в народные игры.
Удачно зарекомендовал себя такой вид использования ИКТ в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста, как мультимедийное оформление совместных праздников, развлечений. Это позволяет сделать их эмоционально окрашенными, привлекательными, современными.
И конечно каждому приятно видеть результативность своей работы. Многие семьи, не уделявшие ранее большого внимания патриотическому воспитанию, активизируются, всем хочется принять участие в конкурсах, фотовыставках.
Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Компьютер становится в детском саду, и рассматривается, уже не как отдельное обучающее игровое устройство, а как универсальная информационная система, способная обогатить и изменить развивающую среду детского сада.
О том, как эти технологии применяются в реальной практической деятельности, и каких образовательных результатов удается с их помощью достичь, более подробно можно обсудить за «Круглым столом» нашего детского сада.