Боброва Анастасия
Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
Патриотическое воспитание дошкольников это всегда трудная, интересная и в то же время актуальная тема. Известна истина, что заложено в человеке с детства, то остается навсегда. Высокое чувство патриотизма, гражданственности, нравственности не рождается само по себе, его надо пробудить в детской душе как можно раньше. Почему именно эта тема так волнует многих педагогов? Думается, основная причина просто в том, что нашем обществе в последнее время прослеживается ослабление социальной духовности детей. На первое место выдвигаются денежные и имущественные приоритеты. Но воспитание маленького патриота — это трудоемкий, многогранный процесс, который требует от педагога знаний, умений и творческого потенциала. Прежде всего, сам педагог должен знать свою богатую историю, любить ее, приумножать, воспитывать чувство гордости за свое Отечество, следовать его обычаям, традициям.
Публикация «Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В связи с этим проблема патриотического воспитания детей одна из актуальных на сегодняшний день. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - очень сложный педагогический процесс, в который входят составляющие: нравственное воспитание и патриотическое воспитание.
Нравственное воспитание – непрерывное воздействие на сознание, чувства и поведение детей, формирующее у них моральные качества, уверенность в значимости нравственных норм.
Патриотическое воспитание – процесс приобщения детей к истокам культуры нашего общества, привития любви к своему краю и красоте родной природы, воспитания уважения и любви к семье, воспитание уважительного защитникам Отечества, Российской символике, традициям страны и народным праздникам,верности Отечеству.
Самой главной целью патриотического воспитания является осознание ребенка, как гражданина России. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к своим близким людям — своей семье.
И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. В настоящее время патриотическое воспитание становится одним из ведущих направлений в деятельности детских учреждений.
Первые чувства патриотизма - присущи ли они детям? Малышам доступно чувство любви к семье, к родному краю, к своей малой Родине. Все это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе непрерывного, систематического, целенаправленного воспитания. Именно дошкольный возраст является одним из благоприятных периодов для развития в ребенке патриота. Для того чтобы добиться нужного результата в нравственно - патриотическом воспитании, в работе рекомендуется использовать новейшие методики и технологии для решения этой важной задачи. Остановимся на инновационных технологиях, которые можно применять в нравственно-патриотическом воспитании
- метод проектов;
- поисковая деятельность;
- оформление мини-музеев;
- проведение акций;
- использование икт.
Метод проектов. Использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Работа над проектом состоит из нескольких этапов. На первом этапе выявляется проблема, которую нужно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Второй этап - это постановка цели исследования. Третий этап - определение исследовательских задач, т. е. основных шагов по достижению цели. На четвертом этапе составляется предварительный план исследования - обсуждение вариантов поиска информации. На пятом этапе проводится поисково-исследовательская деятельность для решения поставленной цели и задач. Заключительным этапом является подготовка вывода, ответа на вопрос – достигнута ли поставленная цель проекта. Могут применяться различные методы, в зависимости от вида исследования. Главные исследователи (дети) вместе с «научным руководителем» (воспитателем) обрабатывают собранный материал, проводят занятие по исследованию выбранного объекта. Конечным результатом исследовательской работы по теме могут быть папка (альбом) с иллюстрациями, самое главное в ней – сам доклад, записанный в виде символов, персональная или групповая выставка. Исключительно большая роль в проведении такой огромной работы отводится родителям. Они являются важным и неотъемлемым звеном данной работы. Их задача всемерное, безотказное содействие своим детям в поиске информации, иллюстраций по изучаемым темам. Также можно и нужно в рамках проектной деятельности проводить еженедельные акции «Вместе с ребенком», которые предполагают тесный контакт родителей с детьми, ориентируют их на эмоционально-познавательное общение. Следовательно, такое взаимодействие с родителями благотворно влияет на психологическое развитие ребенка и, как следствие, дает большие возможности для повышения уровня его познавательных способностей. Проектная деятельность позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности. Реализуемая в дошкольном образовании проектная деятельность открывает на следующей ступени – в школе – путь к участию детей в районных, городских, региональных, а затем и международных проектах, а значит к непрерывному гражданскому образованию.
Поисковая деятельность Для воспитания у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств, в детском саду можно организовать поисковую деятельность, в которой дети сами ищут ответы на интересующие вопросы. Например, они могут расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия микрорайона, улицы, на которой они живут. Взрослые делятся с ребятами знаниями об известных людях микрорайона, на специальных занятиях дети могут обменяться полученной информацией, предлагать свои версии об истории некоторых названий. Рассматривание документов и фотографий способствует уточнению и дополнению знаний детей. В результате данной работы вырастает познавательный интерес к истории микрорайона, уважение к знаменитым землякам.
Технология мини-музеев Еще одна технология в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников – это мини-музеи. На базе дошкольных образовательных учреждений создаются мини-музеи, которые пользуются огромной популярностью как у воспитанников, так и у их родителей. Так же в группах детского сада создаются музейные уголки. Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. Оптимальным решением построения целостной системы патриотического образовательного пространства, где реализуются данные программы и проекты, является музейная педагогика. Почему нужно создавать мини-музеи? Сейчас, в век компьютерных технологий, занятости родителей, либо каких-то других причин, большая часть дошкольников ни разу не была в музее. Многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения. Поэтому в дошкольных учреждениях нужно создать свой собственный «музейный комплекс». Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музей и называется «мини-музеем». Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении детства. Использование музейной педагогики в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.
Тематические акции. Традиционным в работе по нравственно-патриотическому воспитанию стало проведение тематических акций. С помощью компьютерных технологий готовятся маршрутные листы выходного дня, памятки, буклеты для родителей, содержание которых нацелено на повышение роли и ответственности родителей в деле гражданственного образования и воспитания ребенка. Например, акции «Поздравь ветеранов», «Письмо ветерану», «Позаботься о старших», «Сохрани дерево», «Покормите птиц» и другие. В рамках проводимых акций воспитанники могут участвовать в посильных для них мероприятиях. Например, дети вместе с родителями и воспитателями могут распространять наглядный агитационный материал: листовки, буклеты, информационные листы, рисунки, изготавливать транспаранты, плакаты. Для организации и проведении акции «Покормите птиц зимой» изготавливают совместно с родителями кормушки, собирают корм и разрабатывают «птичье меню». В рамках патриотической акции «Поздравь ветерана», «Письмо ветерану» с целью привития детям патриотизма и уважительного отношения к ветеранам, дети совместно с родителями изготовливают поздравительные открытки и поздравляют ветеранов.
Информационно-компьютерная технология Период дошкольного детства, в силу присущих ему непосредственных душевных и эмоциональных реакций, в силу открытости души, наиболее важен для формирования чувства патриотизма. В работе для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми по воспитанию патриотизма педагоги не редко активно используют ИКТ. Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. ИКТ не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют. Педагогами дошкольных учреждений создаётся цикл презентаций, в основе которого лежит работа по формированию чувства патриотизма у дошкольников. Воспитывая у детей гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше, формулируется тема о родном крае и родном городе. На занятиях проводятся беседы и викторины по данной тематике. Педагоги создают мультимедийную презентация «Путешествие в прошлое родного города», которая используется впоследствии на занятиях и в совместной деятельности. Можно организовать видео-экскурсии к самым известным памятникам города. В результате такой целенаправленной работы у воспитанников группы формируются навыки поведения на улицах города, чувство гордости за свой город и уважения к людям труда. Использование на занятиях мультимедийного оборудования и гаджетов делает детей более активными, за счет высокой динамики, эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас. После таких занятий, в свободной деятельности дети с удовольствием слушают песни о Родине и играют в народные игры. Удачно зарекомендовал себя такой вид использования ИКТ в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста, как мультимедийное оформление совместных праздников, развлечений. Это позволяет сделать их эмоционально окрашенными, привлекательными, современными. Использование ИКТ в дошкольном обучении возможно, необходимо и эффективно. Критериями эффективности проводимой в ДОО работы по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием ИКТ являются положительная динамика личностного роста детей, повышение их информационной и краеведческой осведомленности, интереса детей, родителей и педагогов к истории и культуре и России. Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка программ, проектов, методических рекомендаций и т. д. В нашем дошкольном учреждении разработана и реализуется программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой край – моя Россия»
Таким образом, результаты работы показывают, что использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие детей в проектной деятельности, включение музеев в образовательно-воспитательный процесс, проведение тематических акций совместно с информационно-компьютерными технологиями, дают возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дети приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.
Все выше перечисленные инновационные подходы в нравственно-патриотическом воспитании мы активно используем в нашем детском саду. И мне хотелось бы отметить, что они действительно показывают высокие результаты в знаниях у детей своей нации, страны, родины, города и края.