Анна Горбунова
Использование инновационных технологий (моделирование, мнемотехника и технология синквейна) в образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, а так же с введением Федерального государственного образовательного стандарта традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержанию. Изучение элементов культуры речи общей системе обучения и воспитания влияет на духовный мир ребенка и способствует решению коммуникативных задач в детском коллективе.
Ф. Сохин, обобщая взгляды лингвистов и психологов, подчеркивал, что без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка.
В настоящее время перед педагогами поставлены цели в решении следующих задач по развитию речи дошкольников.
- развитие связной речи дошкольников и речевого творчества детей;
-овладение детьми нормами и правилами родного языка в процессе ознакомления с окружающим миров;
-развитие у детей потребности в общении, как условия для успешной деятельности.
Для реализации поставленных задач педагогам необходимо направить свою деятельность на:
- формирование речи дошкольников через организацию разнообразной деятельности детей (как самостоятельной, так и специально организованной,
- создание условий и организации самостоятельной деятельности дошкольников (игровую, художественно-речевую, продуктивную и т. д. ,
- обеспечение ежедневного индивидуального речевого общения с детьми (по его личным вопросам, по литературным произведениям, с использованием малых форм фольклора, по рисункам детей и т. п. ,
- проведение непосредственной образовательной деятельности,
-использование новых инновационных форм.
По мнению известных педагогов и психологов (И. Гальперина, О. Леонтьева, С. Рубинштейна, речевое общение – это специфический вид деятельности, который характеризуется целенаправленностью, структурой, планомерностью и включает в себя такие структурные компоненты, как цель и мотив. Все действия и поступки совершаются, по тем или иным мотивам и направленны на достижение определенной целей и в свою очередь вызывают поисковую активность; формирование умений и навыков, благодаря которым происходит развитие речевой деятельности.
Моделирование
«Моделирование» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.
«Модель» - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели, используемый в качестве заместителя.
"Наглядное моделирование" - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Из данных определений следует, что в основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. При формировании у детей представлений о слове и предложении, детей знакомят с графической схемой предложения. Педагог сообщает, что, не зная букв, можно писать предложение. Отдельные черточки в предложении - это слова. Детям можно предложить построить предложение: «Наступила холодная зима. Дует холодный ветер».
Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы.
Для словесного анализа предложений в подготовительных группах воспитатели используют модель «живые слова». Сколько слов в предложении столько педагог и вызывает детей. Дети встают по порядку в соответствии с последовательностью слов в предложении.
В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
Практическая часть.
Моделирование по сказке «Кот, петух и лиса» с использованием геометрических фигур.
1. Чтение сказки.
2. Беседа по сказке:
- Кто жил в домике?
- Что наказывал котик петушку, когда уходил в лес?
- Кто хотел утащить петушка?
- Какую песенку пела лисичка?
- Как петушок звал котика?
- Как котик спас петушка?
3. А теперь давайте поиграем в сказку. Посмотрите сколько у меня фигурок (рассматривание и называние геометрических фигур). Пусть квадрат будет избушкой в которой живут кот с петушком. Какая фигурка будет котиком? Почему котик – серый кружок? (Потому что котик такого же цвета – серый). Какая фигурка будет петушком? Почему петушок – это красный треугольник? (Потому что у петушка красный гребешок и красная бородка). Кем же будет оранжевый треугольник? Почему лисичка – большой оранжевый треугольник? (Потому что лисичка рыжая и по размеру больше, чем петушок и котик).
4. Рассказывание сказки с использованием геометрических фигур.
Жили в домике петушок и котик. (в квадрат помещаются круг, треугольник)
Ушел котик из домика на охоту. (в квадрате остается треугольник, круг убирается)
А лиса тут как тут. (рядом с квадратом выкладывается оранжевый треугольник)
Схватила лиса петушка и понесла. (красный треугольник помещается на оранжевый)
Лиса несет петушка, а котик их догоняет. (рядом с оранжевым треугольником выкладывается серый кружок)
Отнял котик петушка и принес домой. (красный треугольник перемещаем на серый круг и выкладываем квадрат) (дети по рассказу выполняют действия с геометрическими фигурами)
Игра с фигурками может продолжаться, пока сохраняется интерес.
Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии.
Так, Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.
Мнемотехника.
Мнемотехника – это система различных приемов и методов, направленных на развитие памяти, путем образования ассоциаций, используя для этого визуальные и звуковые примеры.
Звуковой прием. Выучить расположение цветов радуги, с использованием поговорки: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. По первым буквам мы запоминаем какой цвет есть в радуге, и в каком порядке располагаются цвета. Именно в этом случае мы пользовались мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования ассоциаций.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы.
Изображение, которое нарисовано в Мнемоквадрате, обозначает либо одно слово, либо простое предложение.
Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории.
Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками. Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации. Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие. Поэтому, когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь, и в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы.
Мнемотехника включает в работу оба полушария головного мозга. Левое, которое отвечает за логическое мышление и развитие речи, и правое, которое отвечает за творческое начало.
Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3 лет, познакомить ребенка с мнемоквадратом. В возрасте 4-7лет интересно работать уже с мнемодорожками и мнемотаблицами. С их помощью, дети легко запоминаются стихи и спокойно составляют рассказы-описания по картинкам. Для детей от 3 до 5 лет важно чтобы мнемотаблицы были цветные, потому что они быстрей запоминают цветные образы: апельсин – оранжевый, помидор – красный, трава – зеленая, и т. п. Детям старше можно давать черно – белые таблицы.
Этапы создания мнемотаблицы самостоятельно.
1)Читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты.
2) Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты.
3)В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата.
4) Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить.
Технология Синквейн.
Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Пример. Нарисуйте, пожалуйста, любой цветок в центре листа.
1. назовите тему, т. е. название цветка (ромашка).
2. подберите два слова, описывающих цветок. (ромашка какая? белая, красивая).
3. Подберите три слова, описывающих действия этого цветка (ромашка что делает? растет, пахнет, дарит красоту).
4. Назовите предложение, о ромашке из 3-х и более слов. (Я люблю собирать ромашки. У нас в саду растут ромашки.)
5. Назовите, какие чувства у вас вызывает ромашка? (Любовь, радость)
В итоге, воспитателем озвучивается получившийся синквей:
«Ромашка. Она белая, красивая. Она растет, пахнет, дарит красоту. Я люблю собирать ромашки! Ромашка – это радость.»