Елена Юрина
Использование информационных технологий на занятиях декоративно-прикладным творчеством в дополнительном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование информационных технологий на занятиях декоративно- прикладным творчеством в дополнительном образовании»
В настоящий момент в образовании применяют самые различные педагогические инновации. В век всеобщей компьютеризации информационная грамотность подростков обеспечивает им успешную адаптацию в социуме. Использование информационных технологий охватывает целый ряд областей человеческой деятельности, для успешной работы в которых знание современного компьютера является необходимостью.
Публикация «Использование информационных технологий на занятиях декоративно-прикладным творчеством в дополнительном образовании» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
Компьютерные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации учащемуся, средством осуществления которых является компьютер.
Использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменяет педагога, а только дополняет его.
В результате я определила формы применения компьютера на занятиях декоративно-прикладным творчеством :
• использование медиа-ресурсов как источника информации;
• компьютерная поддержка деятельности педагога на разных этапах занятия;
• организация проектной деятельности учащихся;
• использование графического редактора “Paint” в качестве инструмента художественной деятельности.
В ходе педагогической деятельности выяснила, что использование медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к творчеству, направлениям в искусстве, позволяет использовать на занятии произведения литературы, музыки и фольклора. Но использование таких дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, правила и законы построения учебно - воспитательного процесса. Поэтому, разрабатывая план- конспект занятия, необходимо учитывать, что, использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце занятия для их закрепления.
Целесообразнее создавать свои фильмы, по своему сценарию, органично вписывающиеся в структуру занятия. Такими являются фильмы – презентации, слайд – фильмы и текстовые задания. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре занятия, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачам.
Фильм–презентация может быть использован на занятии – проектной деятельности, лекциях, беседах, диспутах, путешествиях, вернисажах. Он поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленной темы занятия и новых понятий. При этом надо учитывать, что обширная информация, помещенная на слайдах, малоэффективна, так как отвлекает от наглядной, и самое главное – живую речь педагога сложно заменить каким – либо напечатанным текстом. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментарием педагога. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств или технологические процессы изготовления конструктивных материалов. В результате создается своя мультимедийная библиотека, максимально приближенная к учебному процессу.
Слайд - фильмы можно использовать на всех темах и включать в любой этап занятия, они, как правило, не имеют текстового сопровождения, демонстрация сопровождается кратким комментарием педагога. Они позволяют менять виды деятельности, занятие становится более ярким и эмоциональным, а работы, выполненные учащимися, творческими, и полностью раскрывающими тему.
В качестве обобщения, закрепления можно использовать проблемный метод обучения в виде тестовых заданий, оформленных на слайдах. Выведенные на экран, эти тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения, определяется уровень восприятия материала, степень его усвоения, и ставятся проблемы на будущее. Задание-выбор (необходимо выбрать правильный ответ из имеющихся); задание-сопоставление (установить связь в двух списках); задание-ранжирование (правильная последовательность).
Применять компьютер может не только педагог при подготовке и во время занятия, но и учащийся в процессе своей работы. Одним из способов - является организация проектной деятельности учащихся, оформленная в виде презентации.
Тема проектной работы должна быть значимой по своей проблематике и выполнимой, вызывать живой интерес. В результате учащиеся имеют возможность, опираясь на собственную мультимедийную презентацию, раскрыть вопрос ярко и привлекательно. При выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности – творческий.
Компьютер можно использовать и в качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редактор “Paint”для составления орнаментов, узоров.
В результате педагогической деятельности и опыта применения компьютера, я сделала вывод, что диапазон его использования в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента художественной деятельности, до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию ребёнка, повышает его занимательный интерес к образовательному процессу. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, но очень важно, чтобы эта занимательность не заслоняла главные цели. Преимущества использования компьютерных технологий в преподавании декоративно-прикладного творчества очевидны :
• знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий, слайдов;
• широко использовать показ материалов по декоративно-прикладному творчеству;
• демонстрировать графический материал (таблицы, схемы, проводить расчеты в электронных таблицах);
• “посещать” крупнейшие музеи мира, современные экономические производства;
• готовить презентационные доклады;
• “погружаться” в пространство и время;
• прослушивать записи песен;
• найти в Интернете нужную им информацию;
• активизировать учебный процесс.
Таким образом, использование инновационных компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.
Список использованной литературы
Концепция модернизации образования на период до 2100года. URL : htth//www.informika/ru/text/goscom/
Антонова Т. С., Харитонов А. Л. О мифах и реалиях. //Компьютер в школе. – 2000, №5
Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. М. : ИОШ РАО, 1994
Брыксина О. Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов. // Информатика и образование. 2004 №5