Ирина Басова
Использование информационно-коммуникативных технологий в логико-математическом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно - коммуникативные технологии в повседневной жизни людей стали частью культуры и необходимой нормой. Использование информационно-компьютерных технологий в детском саду диктуют необходимость изменения содержания, методов и организационных форм всей системы образования.
Я считаю, что ИКТ облегчили работу воспитателям в работе с детьми в непосредственно образовательной деятельности, теперь не так часто нужно использовать традиционный наглядный материал.
Публикация «Использование информационно-коммуникативных технологий в логико-математическом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
По сравнению с традиционными формами обучения, я использую в своей работе презентации, позволяющие расширить возможность подготовится к деятельности интереснее. А также они являются средством развития познавательных способностей детей.
Использование ИКТ требует длительной подготовки, но в конечном итоге потраченное время и усилия приведут к желаемому результату. Презентацию можно использовать на протяжении всей организованно - образовательной деятельности. При такой подаче материала включаются 3 вида памяти – зрительная, моторная, слуховая.
Для использования новых инновационных технологий в работе, требуются технические ресурсы : компьютер, ноутбук, проектор, DVD-плеер, запоминающие устройства.
Образовательная деятельность составлена с учётом принципа интеграции образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников в соответствии с образовательной программой "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, — М. : Мозаика-Синтез, 2010. спецификой и возможностями образовательных областей.
Игровая форма организованно - образовательной деятельности способствует развитию познавательного интереса детей, помогает уберечь от излишнего утомления, активизирует разнообразные движения, стимулирует частую смену позиций.
Использование игровых приемов и четких инструкций позволяет сделать образовательную деятельность увлекательной, достаточно сложной и интересной, из-за чего поддерживается интерес детей от начала и до конца.
Смена деятельности не позволяет детям отвлекаться, и дети не устают.
Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению - перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.
Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей
Не исключением является и наш детский сад. В нашем дошкольном учреждении информационно-компьютерные технологии используются в работе административно-управленческого аппарата, с педагогами, родителями и детьми.
В своей работе я использую «Математический планшет» для развития мелкой моторики рук. Пальчиковые игры занимают прочное место на занятиях с моими детьми. Суть этих игр в том, чтобы провести гимнастику пальцев рук, научить ребенка с помощью пальчиков «шагать» по штырькам планшета, растягивать резиночки в нужном направлении, надевать их на дополнительные фигурки на штырьке планшета.
Игры с планшетом для пальцев рук одновременно активизируют зрительные, слуховые, тактильные анализаторы, обучают ориентировке на ограниченной территории.
Мною подобрано много компьютерных программ, предназначенных для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста. Программы для обучения счету, закрепления знаний о величине предметов, их форме, знакомства с геометрическими фигурами ( плоскими: кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником и др. ,ориентировке в пространстве (близко, далеко, справа, слева) и во времени (сутки, день, месяц, год).
Компьютерные математические программы помогают детям закрепить представление о том, что число не зависит ни от предметного содержания множества, ни от пространственного расположения его элементов.
Использование мультимедийных презентаций позволяют мне сделать ООД эмоционально окрашенной, привлекательной, которые вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Так, использование мультимедийных презентаций на ООД по ФЭМП формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
Мной создана копилка мультимедийных презентаций по математике, компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе детского сада.
Целью данной копилки является развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста.
В компьютерных программах этой серии дети упражняются в прямом и обратном порядковом счете, учатся решать задачи на сложение и вычитание, определять состав числа (в пределах 10). Они внимательно всматриваются в картинки на экране, изображающие разные фигуры, и с интересом отыскивают их в окружающих предметах.
При успешном счете, решении задач, правильном выборе на экране дорисовываются картинки, предметы перемещаются, изменяется игровая ситуация, ребенку предлагаются новые более трудные задания.
Благодаря этим программам занятия приобретают непринужденный характер, вызывают желание добиться успеха.
Компьютерные математические игры, помогая закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно.
Компьютерные математические игры не навязывают детям темп игры, в них учитываются ответы детей при формировании новых заданий, тем самым, обеспечивая индивидуальный подход к обучению.
Применяя мультимедийное оборудование в детском саду я пришла к следующему выводу, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
-дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
-глубже постигаются понятия числа и множества;
-быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
-тренируется эффективность внимания и память;
-раньше овладевают чтением и письмом;
-активно пополняется словарный запас;
-развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз. уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
-воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность; развивается воображение и творческие способности;
-развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.
Любого педагога и родителя волнует вполне закономерный вопрос о возможном негативном воздействии компьютерной техники на организм ребенка. Обычно детям дошкольного возраста рекомендуют находиться от 15 до 20 минут, а то и не более 10 минут
Признавая, что компьютер — ново-мощное средство интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в развитии детей старшего дошкольного возраста требует тщательной организации, как самой деятельности, так и всего режима в целом.
Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в детском саду и повысить его эффективность.