Дарья Каткова
Использование ИКТ в работе педагогов ДОУ
Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) – эта технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата.
Информация – совокупность каких – либо данных, знаний.
Коммуникация – путь сообщения, форма связи, акт общения, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.
Публикация «Использование ИКТ в работе педагогов ДОУ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Технология – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, метод преобразования данного в необходимое.
Информационно-коммуникационные технологии активно входят в нашу жизнь и систему образования, в том числе дошкольного. Уже сегодня они используются в работе с детьми и родителями, в методической работе и управлении дошкольным учреждением. Информатизация дошкольного образования — процесс объективный и неизбежный. В детских садах формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологичные информационные средства обучения и развития дошкольников (цифровые фотоаппараты, видеомагнитофоны, телевизоры, видеокамеры, компьютеры,мультимедийные проекторы, экраны, сенсорные интерактивные доски и пр.). Расширяется производство развивающих и образовательных мультимедиа продуктов для детей дошкольного возраста (компьютерных игр, электронных энциклопедий, мультфильмов, учебных видеофильмов и программ, сайтов и пр.). Применение в практике постоянно меняющихся информационных технологий в жизни общества заставляет менять отношение к устоявшимся формам и методам работы в ДОУ руководителей, воспитателей, узких специалистов.
В связи с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям её реализациинеобходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Для того, чтобы воспитать (по требованиям ФГТ) физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, современный воспитатель обязан владеть ИКТ. Информатизация общества изменила практику повседневной жизни. Мы, педагоги, должны стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Внедрение ИКТ повышает требования к уровню профессионализма педагогов. Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.
Педагогический работник должен уметь применять в повседневной жизни и работе следующие средства ИКТ:
• компьютер и периферийное оборудование
• прикладное ПО на уровне пользователя
• коммуникационные средства (электронная почта, Интернет) на уровне пользователя
• иметь представление о различных медиаресурсах и уметь ими воспользоваться
• иметь представления о нормах работы с информацией
• применять санитарные нормы и правила при работе с компьютером
ИКТ-компетенции педагога. Педагогический работник должен уметь применять в своей профессиональной деятельности, при условии наличия ИКТ-ресурсов в образовательном учреждении, следующие умения:
• избирательно использовать ИКТ-ресурсы в профессиональной деятельности (текстовые, графические, вычислительные, мультимедийные среды, поисковые системы)
• иметь полное представление об имеющихся медиаресурсах и образовательных ресурсах в Интернет, рекомендованных для использования в образовательном процессе по предмету, уметь ими воспользоваться, осуществить заказ и подписку
• уметь оценивать основные педагогические свойства электронных образовательных продуктов, определять педагогическую целесообразность их использования в учебном процессе
• уметь избирательно применять в профессиональной деятельности различные модели использования ИКТ в образовательной деятельности в зависимости от реального оснащения образовательного учреждения
ИКТ-компетенции методиста ДОУ. Педагогический работник должен уметь применять в своей профессиональной деятельности при условии наличия ИКТ-ресурсов в образовательном учреждении следующие умения:
• свободно пользоваться средствами телекоммуникаций
• знать основные принципы работы с дистанционными курсами
• иметь представление об имеющихся дистанционных курсах по конкретным предметам, которые входят в сферу деятельности конкретного специалиста
• уметь работать в режиме форума, видеоконференции
• уметь использовать готовые и собственные мультимедийные объекты для встраивания в курс
• владеть основными инструментами защиты информации
Использование компьютерных технологий в учреждении происходило постепенно, но иногда и болезненно: оформление перспективных планов работы, конспектов НОД, результатов педагогической диагностики, информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов и т. д.
Не всегда эти требования соответствовали возможностям педагогов. Неумение, а иногда и просто нежелание использования компьютеров и компьютерных программ лишали процесс первоначального обучения детей яркости, а в работе с родителями - большей эффективности и наглядности. Но в защиту некоторых консервативных форм работы воспитателей со стажем хочу сказать, что доброта, душевность, любовь к детям и преданность своей работе не конкурируют с новыми технологиями, а наоборот дополняют их и привносят душевность и человечность в работе с детьми.
Для внедрения ИКТ в детском саду была создана творческая группа, которая в ряде случаев выполняет роль помощника для педагогов, у которых низкий уровень владения ПК или нет возможности использовать ИКТ-ресурсы.
Используя программу Microsoft Power Point были созданы: презентации к педагогическим советам, родительским собраниям, выступлениям на РМО, выступлениям на мастер-классах, открытым мероприятиям ДОУ (для детей и родителей).
Перспективные планы, документация педагогов, конспекты непосредственно образовательной деятельности предполагают использование программы Microsoft Word. Уже привычными средствами медийных устройств стали цифровые фотоаппараты, принтеры, сканеры, копиры, камеры. Также наши педагоги используют в своей работе мультимедиа проектор с экраном, а так же ноутбуки. Использование этих мультимедийных устройств позволяет детскому саду проводить мастер-классы, семинары, педсоветы, регулярно обновлять информационные стенды для родителей и сотрудников детского сада.
Перед воспитателем детского сада, освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы. Использование ИКТ помогло значительно изменить предметно-развивающую среду групп.
В настоящее время создается банк дидактических и методических материалов, планов тематических недель в электронном виде. В перспективе представляется возможным создать сайт детского сада.
В нашем учреждении, к сожалению, пока нетактивнойсети Интернет, есть выделенная линия, но она находится у заведующей и пользоваться ее не очень удобно воспитателям. Все бы изменило наличие Wi-Fi, который бы распределил сеть по всему учреждению, что, в свою очередь, гораздо бы упростило работу воспитателей. Использование Интернет, позволяет узнавать новые события, происходящие в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение Международных, Всероссийских, областных, муниципальных конкурсов, семинаров, конференций, получать консультации по актуальным проблемам, размещать свои работы на сайтах : ДОУ, Управления образования, «Всё для детского сада», Менеджер образования, там же знакомиться с разработками мероприятий своих коллег-педагогов.
Большое внимание уделяется использованию информационно-коммуникационных технологий в методической работе и управлении дошкольным учреждением. Анализируются возможности электронного портфолио (для аттестации педагога, презентация педагогических достижений воспитателя.
Также с помощью сети Интернет педагоги смогли бы ознакомиться с электронными СМИ: журналы «Современное дошкольное образование», «Обруч», «Дошкольное образование», «Ребенок в детском саду», «Детский сад: теория и практика» т. д.
Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.
Реализуя программу информатизации в детском саду можно с уверенностью сказать, что ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить работу педагогов с детьми в ДОУ. Рассматривая задачу преемственности детского сада и школы, педагоги- исследователи рассматривают проблему использования ИКТ в обучении как целостный процесс, обеспечивающий полноценное развитие личности, передачу воспитанников детского сада в школу с таким уровнем знаний и навыков, которые станут базой для дальнейшего всестороннего развития личности ребенка.