Надежда Плешкова
Использование ИКТ в проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе – это одна из самых новых проблем в отечественной дошкольной педагогике, так как наука и техника не стоят на месте. И мы, педагоги – дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка и их родителей проводниками в мир новых технологий.
В своей работе стараюсь реализовать разнообразные формы включения и работы со всеми участниками образовательного процесса. Наиболее эффективной, на мой взгляд, является такая форма как проектная деятельность. Этот метод мне понравился тем, что работая над одной темой совместно с педагогом, родителями, детьми получаем более качественные знания, опыт, ощущается результат работы – как дети применяют свой опыт в игре, на ООД, в беседах.
Публикация «Использование ИКТ в проектной деятельности» размещена в разделах
Самый первый однодневный проект, который я разработала и применила в своей работе «Моя мамочка». С этим проектом приняла участие в «Мозаике педагогических идей». Это был самый первый мой опыт работы с компьютером. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь.
Сейчас без ИКТ невозможно представить свою работу.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий:
• Компьютер.
• Мультимедийный проектор.
• Принтер.
• Видеомагнитофон, DVD- плеер.
• Телевизор.
• Магнитофон.
• Фотоаппарат.
• Видеокамера.
• Электронная доска.
В своей работе я стараюсь активно привлекать возможности современных информационно-коммуникационных технологий. Используя возможные, доступные средства ИКТ, проекты получаются насыщеннее, ярче, нагляднее. И если они хранятся на флэш – накопителях, то легко можно применять в своей работе каждый год, так как темы повторяются и легко переделать для каждого года. Не это ли есть хорошо? Легко можно отправить на какой – либо объявленный конкурс.
Так появился еще один проект «Моя маленькая Родина»(«Мынам чебер дор палэ»). Этот проект занял 2 место в районном конкурсе. Проект оформлен в папке, где больше уже фотографий- имеет место использование фотоаппарата в работе, как родителями, так и мной – фото совместных работ детей и родителей, оформлен был стенд, фото оформленных уголков по теме, фото презентации проекта (заключительный этап проекта).
Работая над проектом использовала и магнитофон –изучали удмуртские танцевальные движения, песни, слушали удмуртские сказки.
В моей работе ещё реализовались проекты разных видов : социальные («Мамочка моя», «Старость надо уважать», «Моя малая Родина», исследовательско-творческие («Кошки держат мир в своих лапах», «Насекомые»); творческие («День матери») В основном проекты краткосрочные – недельные, месячные; долгосрочный проект («От счастья ключи в семье ищи»).
Самый свежий проект «Всё, как в сказке». После заседания родительского комитета педагогам и родителям было предложено посмотреть в интернете примерные снежные постройки для наших участков. С детьми мы решили оформить участок нашей группы по зимней сказке «Снежная королева», поэтому сразу смотрели иллюстрации по данной теме. Наметили с детьми, где какая будет постройка, примерно, сделали чертежи, рисунки. В воскресение родителям –строителям были готовы проекты построек и они начали свою работу, распределив себе объекты. Работа закипела. В понедельник с детьми вырезали из материала фигуры из ткани, после воспитатель наклеивала лоскутки на постройки. Когда все было готово прошла фотосессия, после чего оформлена газета -презентация для родителей «Нам нравится морозная и снежная пора» с благодарственным письмом об участниках построек.
После этого проекта прошел проект «День защитника Отечества» где снова помог ИКТ – интернет ресурсы, разработка собственных мероприятий –НОД, беседы, спортивное развлечение. В виду отсутствия интерактивной доски – оформлен стенд «Наши папы – лучше всех», где родители принесли фото с рабочего места папы и придумывали рассказы о папе, дети нарисовали портреты пап и российского солдата на страже мира. Оформлена выставка –галерея «Наши папы лучше всех»
По итогам каждого проекта проводятся заключительные мероприятия в форме праздников, выставок-галерей, фото- презентаций, на которых очень ярко видны все результаты работы. Из –за отсутствия интерактивной доски я применяю в работе фото –презентации. Оформляю стенд с фотографиями и совместными работами детей и родителей. Оформляла газеты для родителей с использованием фото, стенгазеты.
Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, является самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время. Для повышения своего профессионального мастерства я прошла обучение на семинарах по ИКТ в прошлом году. Подключение к Интернет-сети позволило мне поделится собственным опытом работы, перенимать передовой опыт коллег России. Сейчас использование современных информационных технологий более широко и разнообразно применяется в моей работе по проектной деятельности. Но жизнь не стоит на месте и мне многому ещё надо научиться.
Я в данное время использую компьютер для :
Подбора дополнительного познавательного материала (энциклопедии);
Подбора иллюстративного материала для совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления тематических стендов (сканирование, принтер, презентация);
Создания презентаций, в программе Power Point
Использования интернета с целью знакомства с наработками других воспитателей;
Оформления буклетов, материала по различным направлениям;);
Использования готовых обучающих программ;
Разработки и использования собственных разработок;
Оформления групповых документаций, отчетов;
Оформления газет для родителей для повышения их педагогической компетенции;
Участия в педагогических дистанционных конкурсах;
Создание электронной почты, ведение сайта ДОУ;
И так как фотоаппарат это тоже относится к средствам ИКТ и там хранится информация (фото, то в любой момент их можно использовать, так как сегодня я используя фото с компьютера, создала презентацию своего проекта «Всё, как в сказке»
Неотъемлемой частью работы педагога является работа с родителями. В нашем детском саду уже стало традицией использование детско – родительских проектов как в ООД, так и на родительских собраниях. Родителям даются темы образовательной деятельности и сроки. В основном родители с удовольствием берутся за работу. В этом учебном году у нас уже реализованы проекты по темам «Осень». Девочка на занятии защитила свой проект используя картину, нарисованную папой. Дети своего сверстника с большим удовольствием. Рассказал о воздухе и провел опыты по теме «Воздух» другой ребенок. По теме «Вода» был подготовлен другой проект. На родительском собрании о развитии речи в семье прошла защита проекта «Не попить ли нам чайку?». Использование ИКТ, на мой взгляд, позволяет и родителям включиться в работу и жизнь детского сада.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что применение ИКТ мною в воспитательно-образовательном процессе, конкретно в проектной деятельности :
1. Способствовало повышению моего профессионального уровня, как педагога, активизировало меня на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дало стимул к проявлению моих творческих способностей.
2. Увеличило интерес детей к обучению, активизировало познавательную деятельность, повысило качество усвоения программного материала детьми.
3. Подняло уровень педагогической компетентности родителей, информированности их о жизни группы и результатах каждого конкретного ребёнка, усилило интерес к событиям в детском саду.
Как и у всех в моей работе тоже есть свои недостатки.
1. Недостаточна материально-техническая база ДОУ. Хотелось бы, чтобы у каждого педагога был персональный компьютер, в каждой группе был проектор, интерактивные доски и т. д.
2. Недостаточный уровень ИКТ-компетентности родителей
Но всё-таки в нашей работе мы всегда с надеждой глядим в будущее. В ставлю себе перспективы на будущее:
1. Активное участие в вебсеминарах и интернет - конференциях.
2. Дальнейшее повышение собственной ИКТ-компетентности.
3. Поиск наиболее интересных методических новинок в сети интернет для повышения качества воспитательно-образовательного процесса
4. Пополнение и расширение методических материалов электронной библиотеки
5. Включение родителей в жизнь группы с помощью информации через использование ИКТ
6. Использование компьютера на некоторых частях НОД