Ольга Гречаная
Использование ИКТ в ДОУ для обогащения совместной деятельности с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях динамично меняющегося мира мы не можем не отметить распространение разнообразных технологий. Информационно-коммуникационные технологии входят в число современных образовательных технологий. В связи с этим дошкольное образование активно внедряются информационно- коммуникационные технологии. Что же такое ИКТ? Информационные технологии (ИТ, также — информационно-коммуникационные технологии) — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов; приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных; ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации[2]. Интернет, компьютерное оборудование, сотовая связь, спутниковые технологии, электронная почта, мультимедийные средства (телевизора, видео, DVD, CD, интерактивные доски, программное обеспечение, то есть все то, что может представлять широкие возможности для познавательного развития дошкольников.
Публикация «Использование ИКТ в ДОУ для обогащения совместной деятельности с детьми» размещена в разделах
Какие же преимущества использования ИКТ в ДОУ можно выделить?
1. В работе с детьми позволяет увеличить и расширить количество используемого демонстрационного материала; использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала; возможно одновременное использование графической, текстовой, аудиовизуальной информации; расширяют возможности индивидуального обучения. Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» с 1986года, показали, что благодаря мультиедийному способу подачи информации дети легче усваивают понятия формы, цвета, величины; быстрее начинают ориентироваться на плоскости и в пространстве; раньше овладевают чтением и письмом; у детей развивается мелкая моторик; воспитываются целеустремленность и сосредоточенность; развиваются воображение и творческие способности[1].
2. Знакомят родителей с документацией и информацией ДОУ, новостями группы через сайт дошкольного учреждения; выпускаются тематические папки-передвижки, ширмы, разработанных в программах Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Word; демонстрация на родительских собраниях слайд-шоу с фотографиями детей.
3. Для работы воспитателя ИКТ являются посредником для передачи собственного опыта работы, дают возможность перенимать передовой опыт коллег, создать библиотеку электронных ресурсов, повысить своё педагогическое мастерство через участие в различных конкурсах и семинарах.
Эти преимущества мы выделили активно используя ИКТ в своей работе. Остановимся на том, как нам это удалось.
Применение ИКТ позволяет сделать совместную деятельность с детьми интересной и современной. Компьютеры уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Можно сказать, что это один из первых помощников в работе с детьми, родителями и личного развития педагога. Использование компьютера, сети Интернет и принтер дают возможность восполнить дефицит наглядных пособий, родительских уголков, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек. Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для воспитателей (обмен опытом педагогов, подбор наглядных пособий, участие в конкурсах, дистанционное обучение, ведение сайта педагога).
Создание личной медиатеки, которая может включать в себя презентации на разные темы, видео и аудиофайлы, файлы Microsoft Office Word, позволяет внести ее в различные виды деятельности. Так например это могут быть аудиофайлы для проведения утренней гимнастики, занятий по физическому развитию. Файлы Microsoft Office Word могут являться конспектами НОД, презентации и видеофайлы могут входить в ее содержание. Наиболее эффективная форма работы с детьми с использованием компьютера -показ мультимедийных презентаций. Презентации я использую во всех областях дошкольного образования, а темы могут быть разнообразны. Это могут быть: «Какие бывают мячи», «Аквариумные рыбки», «9 мая» и многое другое. На родительских собраниях использую презентации на тему «Безопасность дошкольников на дорогах города». В конце года, на итоговом родительском собрании показываю презентацию «Вот как мы живем», где мы вместе с родителями вспоминаем все прошедшие за весь год события. Для показа презентаций используется мультимедийный проектор и проекционный экран. Сегодня обретают повсеместную популярность и интерактивные доски. Первый вопрос, который возникает у человека, когда он слышит словосочетание «интерактивная доска» – как с ней работать? На первый взгляд устройство кажется очень сложным и недоступным для многих пользователей. Однако, разобравшись, можно сделать вывод, что это очередная техническая новинка, освоить которую под силу не только ребенку, но и пожилому человеку консервативных взглядов. В комплект входит проектор и сенсорный интерактивный экран. Они одновременно подключаются к персональному компьютеру или ноутбуку. Доска может являться как монитором или экраном для показа презентаций, так и устройством для ввода данных. Через данное устройство можно управлять компьютером. Некоторые модели снабжаются специальной указкой и ручкой, которые способны воздействовать на чувствительный экран[3]. С помощью ручки, указки и пальцев руки, прикасаясь к экрану возможно осуществить управление экраном и компьютером. Таким образом с помощью прикосновения к экрану можно раскрасить раскраску, что-то нарисовать. При помощи приложения ActivInspire можно создавать флипчарты. Добавляя картинки, звуки к страницам флипчарта можно создавать различные задания для расширения знаний и активизации речи. Доска позволяет писать и рисовать на ней электронными чернилами и сохранять все сделанные записи. Интерактивная доска недавно появилась в жизни детского сада, но опыт работы с ней уже есть. С детьми старшего возраста я разработала и провела организованную образовательную деятельность, с использованием интерактивной доски, «Лаборатория Фиксиков». Для занятия был разработан флипчарт с двумя заданиями.
В одном и заданий детям необходимо было отметить знаками (звездочкой- магнетические, кругом- немагнетические) предметы. Во втором разложить по разным емкостям предметы, которые притягиваются или не притягиваются магнитом. Необычность, яркость позволило удержать интерес детей в течение всего занятия. Так же для работы с интерактивной доской я разработала ряд заданий: «Угадай профессию»(по инструментам, необходимым для данной профессии нужно было угадать, кто находится за ширмой, «Собери пазлы», «Угадай сказку».
Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. В заключение, хочется отметить, что используя ИКТ в своей работе, я открываю для себя очень много нового и интересного. Мы вместе с детьми, с родителями входим в увлекательный мир информационно-коммуникационных технологий, учимся вместе с ними быть интересными, креативными, позитивными, таким образом, становимся более профессиональными, грамотными, а самое главное эта работа доставляет нам удовольствие. С каждым днем все больше педагогов нашего учреждения начинают заниматься собственными разработками информационных ресурсов и других средств ИКТ.
Список информационных источников
1. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. -СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-80с.
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Информационные_технологии
3. https://fb.ru/article/186176/interaktivnaya-doska-kak-s-ney-rabotat-ispolzovanie-in teraktivnoy-doski