Дарья Носкова
Использование ИКТ в образовательном процессе в работе со слабослышащими детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Мышление слабослышащего дошкольника развивается медленнее, но интеллект остается сохранным в любом возрасте. Это значит, что потенциальные возможности слабослышащего ребенка те же, что и у слышащего. Реализация этих возможностей достигается в специально организованном процессе обучения, который нацелен не только на вооружение знаниями, умениями и навыками, не только на развитие слуха и речи, но и на формирование всей познавательной деятельности в целом.
Темочки:
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Темочки
При подходе к обучению слабослышащих детей необходимо учитывать, что при нарушении слуха аномально развивается не только речь, но и общая познавательная деятельность учащихся, что проявляется в недоразвитии логических операций, нарушениях отражения и обобщения действительности в форме абстракции. Нужно учесть, что слабослышащие дети с трудом воспринимают речь и, соответственно, связанные с ней абстрактные понятия. Кроме того, при восприятии нового материала такие дети при наличии каких-либо трудностей в усвоении теряют к занятиям интерес, становятся пассивными. Использование информационно – коммуникативных технологий имеет особенно большое значение в системе обучения и социальной реабилитации детей с нарушением слуха, так как ведущий анализатор у них - зрительный.
Дети с интересом и более позитивно относятся к тем учебным предметам, в которых задействованы современные технологии. Это способствует повышению их мотивации и достижению результатов, важных как для ребенка, так и для педагога.
С помощью информационно-коммуникативных технологий в своей педагогической деятельности осуществляю следующие виды работы :
-поиск в Интернете и распечатка материала для взаимодействия с детьми, бланков различных упражнений;
-создание собственных презентаций, составление отчетов, консультаций для родителей; совершенствование профессиональной компетентности и повышение профессионального уровня с помощью Интернет ресурсов (чтение и анализ электронных книг, рассылок, сайтов по коррекционной тематике, участие в различных конкурсах, проводимых в Интернете).
Формирование познавательной активности является одним из ведущих в системе коррекционной работы, так как его задачи связаны с преодолением специфического для слабослышащих детей нарушения речи. Основными задачами являются:
-развитие языковой способности;
-развитие слухозрительного восприятия;
-активное использование доступных речевых средств и средств информационно - коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Работа со слабослышащими детьми направлена на развитие остаточного слуха: дети обучаются восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний. На базе развивающегося слухового восприятия создается и совершенствуется слухо-зрительная основа восприятия устной речи. Так же как и их нормально развивающиеся сверстники, дети с нарушениями слуха овладевают систематизированными элементарными представлениями о количестве и числе, величине и форме, о пространственных свойствах и отношениях предметов, счетными и измерительными умениями на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
По моим наблюдениям при использовании информационно-коммуникационных технологий значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Вся работа по ознакомлению детей с информационными технологиями проходит в форме игры. Ведь именно игра — одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр.
Создание презентации для детей с нарушенным слухом имеет ряд особенностей. Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимания от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Меняя его несколько раз в течение презентации, можно удержать непроизвольное внимание детей. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать «размытые» фотографии, изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь. Умеренное применение спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту : занятие затягивается, у детей быстро наступают пресыщение и утомление.
Успешность коррекционной работы с детьми, страдающими тугоухостью, зависит от ряда благоприятных факторов:
- интенсивного систематического и адекватного состоянию ребенка обучения;
- активного участия семьи в его воспитании и обучении;
- потенциальных возможностей самого ребенка, его физического состояния и личностных качеств (активности, коммуникабельности, физической выносливости, работоспособности и т. п.);
- использования сурдотехнических средств.
Практика показала, что при условии систематического использования информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, значительно повышается эффективность коррекционно – развивающей работы.