Ирина Кведер
Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в организации образовательного процесса.
Публикация «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2016
Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно- коммуникативных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.
Во- первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека к другому.
Во- вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют ребенку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это даёт каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем.
В- третьих, активное и эффективное внедрение новых технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающим требованиям современному обществу и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного общества.
ИКТ затрагивают все сферы жизни человечества, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как открывают возможности совершенно новых методов преподавания, обучения и коррекции.
Я использую ИКТ в работе с детьми с целью оптимизации коррекционного процесса дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий для осуществления качественного логопедического воздействия на детей, создание у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению.
Для реализации поставленной цели я определила для себя основные направления деятельности, через которые я могу использовать информационно-коммуникационные технологии:
- использование ИКТ в научно-методической деятельности учителя-логопеда;
- использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми;
- использование ИКТ во взаимодействии с педагогами;
- использование ИКТ во взаимодействии с родителями.
Использование ИКТ в научно-методической и коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда.
Информационно-компьютерные технологии могут использоваться в научно-методической работе учителя-логопеда, что облегчает организацию деятельности учителя-логопеда. Появилась возможность:
• оформления всех видов документации по организации коррекционно-образовательного процесса и средствами MicrosoftOffice (рабочая программа, планирование, отчёты, конспекты, консультации и рекомендации для педагогов и родителей, задания с материалом для закрепления дома, буклеты, памятки, брошюры и т. д.);
• создания информационного банка нормативной базы, банка сведений о детях, имеющих речевые нарушения.
• использования программы Excel для составления графиков и диаграмм, обработки результатов диагностических исследований.
• использования различных графических редакторов и программ (WinRaR, PinnacleStudio Plus, Windows Movie Maker, Adobe Photoshop CS3, Microsoft Office) для обработки видеоматериалов, позволяющих презентабельно оформить наглядный материал к различным мероприятиям, проводимым в ДОУ, брошюры, буклеты и информационные стенды;
В данном случае ИКТ является средством создания, хранения информации и инструментом её обработки. С целью систематизации и классификации компьютерных дидактических и методических материалов мной планируется создание медиатеки – собрание образовательных и игровых ресурсов, имеющих коррекционно–развивающее направление.
Компьютерные программы и игры, аудиозаписи, видеоролики, презентации в моей практике стали представлять собой единый программно-методический комплекс, поддерживающий коррекционно-развивающий процесс на различных этапах обучения и в целом – способствовать повышению эффективности процесса преодоления речевых нарушений и развития познавательных процессов у детей-логопатов.
Среди развивающие и обучающие компьютерные программы используются :
Специализированная программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми.
Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед». Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук.
Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.
Программа содержит четыре раздела:
• Неречевые звуки
• Звукоподражание
• Речевые звуки
• Развитие связной речи
Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры.
Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу «Мерсибо». Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит восемьдесят развивающих игр для:
• Развития фонематического слуха,
• Постановки звуков,
• Развития связной речи,
• Обучения чтению,
• Обучения счету,
• Общей дошкольной подготовки,
• Развития грамотности.
Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной.
Пользование информационной сетью Интернет даёт учителю– логопеду возможность:
• повышать своё профессиональное мастерство, узнавать самые последние новости в сфере коррекционной работы с детьми;
• находить нужные материалы для работы;
• презентовать себя в Сети, вести личный блог, создавая сайт или страницу на сайте учреждения.
• участие в Интернет-проектах, конкурсах, фестивалях, вебинарах, мастер-классах;
• повышать уровень самообразования и компетентности с помощью Интернет-ресурсов, дистанционных мероприятий, участия в работе сетевых сообществ
Также появилась возможность создания электронного портфолио педагога.
В этом случае ИКТ помогает систематизировать наработанный педагогический опыт, обобщить его, проанализировать собранный материал, определить направления работы с педагогами, родителями и детьми.
Актуальным направлением внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций, интерактивных упражнений и игр, разработанных самостоятельно с помощью программы PowerPoint, Flash и других программ, т. е. реализовывать свои творческие проекты.
Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций, игр, интерактивных упражненийпозволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.
Использование ИКТ во взаимодействии с педагогами
Формы работы с использованием ИКТ : - мастер-классы с использование мультимедиа презентаций; - семинары-практикумы с просмотром видео-зарисовок, видеороликов на интерактивном оборудовании; - презентация опыта работы с электронным сопровождением на различных мероприятиях.
Использование ИКТ для взаимодействия с родителями.
Главные приоритеты новых стандартов образования должны базироваться на развитии ИКТ-грамотности и формировании ИКТ-компетентности всех участников образовательного пространства. Неотъемлемой частью педагогического процесса являются педагоги и родители. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия системы образования с семьей.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают учителю - логопеду разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность учителя, воспитателя в целом.
Многолетний опыт работы позволил мне определить разнообразные формы работы логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков (с использованием ИКТ).
1. Оформление анкет и других диагностических бланков для родителей; (сбор анамнеза)
2. Использование мультимедийных презентаций при проведении родительских собраний и групповых мероприятий.
3. Оформление «родительских уголков» и информационных стендов, буклетов, памяток;
4. Использование книг, рабочих тетрадей; методических пособий, журналов в электронном варианте;(по работе над всеми компонентами речевой системы).
5. Знакомство со сценариями праздников, логопедических мероприятий; (демонстрация творческих работ и достижений учащихся, а так же запись речи ребенка до коррекции и после и т. д.)
6. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статического, так и динамического; (для обследования, диагностики речи)
7. Размещение информации на сайте МАДОУ «Катюша»; страничка логопеда на сайте (На личной странице логопеда в сети Интернет размещаются преимущественно консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей).
8. Взаимодействие с родителями по сотовой связи, электронной почте; У каждого родителя есть номер сотового телефона учителя - логопеда, Родители детей знают, что в любое время они могут позвонить, задав любой волнующий их вопрос или сообщив о проблеме. Преимущество в использовании сотового телефона — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации. Электронная почта предоставляет более широкие возможности для общения с семьями учащихся. По электронной почте им рассылаю домашние задания. Преимущества использования электронной почты в том, что до сведения родителей можно доносить огромный объем информации, осуществить индивидуальное взаимодействие с семьей.
В дальнейшем планируется создание медиатеки, которая будет включать:
1. Игротека – игры по разным направлениям, знакомит родителей с упражнениями и заданиями, направленными не только на развитие речи, но и внеречевых процессов (внимание, мышление, память и т. д). Выполняться должны строго с родителями.
2. Советы логопеда. (Содержит конкретные рекомендации, памятки, буклеты, рекомендации).
3. Артикуляционная гимнастика, предлагает рекомендации по развитию артикуляционной моторики, с рисунками и описаниями упражнений, материалом о том, как познакомить ребенка с органами артикуляции и т. д
4. Адреса порталов и сайтов.
5. Презентации, компьютерные программы
6. Домашние задания – упражнения на закрепление материала, упражнения развивающего характера.
Подводя итоги можно выделить следующие направления использования ИКТ в работе учителя-логопеда :
• подбор электронных пособий, специальных компьютерных игр, наглядных, демонстрационных, электронных материалов для организации занятий с детьми;
• создание базы данных по итогам диагностики речи воспитанников;
• оформление отчетной и текущей документации, планирование логопедической работы с детьми;
• оформление в электронном виде домашних заданий для закрепления воспитанниками речевого материала дома;
• отслеживание динамики работы;
• консультирование родителей детей на сайте ДОО;
• использование сети Интернет для самообразования;
• создание мультимедийных презентаций, видеоматериалов для участия в конкурсах, методических мероприятиях разного уровня;
• обмен опытом работы посредством электронной почты, участия в вебинарах, онлайн-конференциях.
Гармоничное сочетание традиционных средств и ИКТ существенно повысить эффективность коррекционно-развивающей работы и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.
Список литературы:
1. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). // Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих. -пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
2. Вренева Е. П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
3. Кадочникова Н. К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях. // «Логопед» №1, 2012.
4. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – № 1.
5. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. – № 5.
6. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. //М. : Педагогика. 1988.
7. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.
8. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры дляТигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5.
9. Тимофеева Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. – № 2.
10. Фадеева Ю. А., Жилина И. И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. // М. – 2012.