Юлия Боброва
Использование игровых технологий в экологическом образовании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Целью экологического образования в дошкольном учреждении является формирование экологически воспитанной личности, которая характеризуется сформированным экологическим сознанием и деятельностью в природной среде, гуманным, экологически правильным отношением к ней.
На дошкольном этапе экологического образования важно, чтобы общение детей с природой было радостным, что послужит основой для развития чувства доброты, гуманности и понимания ценности жизни.
Темочки:
- Игровые технологии
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Темочки
В современном дошкольном учреждении используются различные образовательные технологии. Педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
Современная дидактика рассматривает игру как основу, как источник развития ребёнка. Игра как феномен детской культуры обучает, развлекает, воспитывает, социализирует, развивает детей, даёт им отдых. Игра является для детей школой жизни, одной из ведущих форм развития психических функций и способом познания ребёнком мира.
В отличии от игр вообще, педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и педагогическим результатом.
Цель игровой технологии-не менять ребёнка и не переделывать его, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Существуют различные классификации педагогических игр. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.
По характеру игровой методики выделяют игры предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.
Игровая технология строится как целостное образование. В нее включаются последовательно игры и упражнения, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных. Каждый воспитатель должен уметь составлять игровые технологии из отдельных игр и элементов.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Выбор игры зависит от особенностей детей и их потребностей, от того, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Воспитатель, организуя педагогическую игру, должен хорошо знать особенности коллектива играющих, их интеллектуальное развитие, физическую подготовленность, особенности возраста, интересы, уровня общения.
В процессе экологического образования детей в условиях детского сада используются различные игровые технологии. Широко используются все виды дидактических игр: словесные, настольно-печатные, предметные; широко применяются для решения образовательных задач театрализованные игры, игры-драматизации, строительно-конструктивные, подвижные и элементы сюжетно-ролевых игр.
Большое значение для понимания природных явлений имеют игры на разрешения противоречий. Они строятся на системе игровых и сказочных задач. Широкое применение в процессе экологического воспитания дошкольников могут найти и игры с типовыми приёмами фантазирования.
В результате использования игр, основанных на типовых приёмах фантазирования, ребёнок учится получать информацию, путём мысленного экспериментирования, задавать вопросы на интересующую тему по сказочным текстам. Игры помогают детям учиться делать выводы из полученной информации о том, что жизненные и сказочные проблемы могут решаться.
Одним из видов игр, недостаточно используемых в процессе экологического образования дошкольников, является игра-путешествие. Путешествия в данном случае-это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, зоопарка, салона природы, в экскурсии, походы. Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе. Важной особенностью игры является то, что в ней всегда есть ведущий, роль которого берёт на себя взрослый. Именно поэтому в процессе игры дети узнают много нового о местах, где они «побывали» во время «путешествия».
Более широкое применение в процессе экологического образования дошкольников должны найти игры-экспериментирования, имитационные игры, развивающие игры, игры с коррекционной направленностью.
Несмотря на встречающиеся издержки использования игр в работе с детьми, игровые технологии становятся самыми востребованными в процессе экологического образования дошкольников.