МААМ-картинки

Использование игровых технологий как одно из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста

Светлана Швыденко
Использование игровых технологий как одно из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, компьютеры, планшеты, вместо живой бабушкиной сказки – аудиосказка с магнитофона или диски с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей : одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

Публикация «Использование игровых технологий как одно из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен.

Работая с современными детьми, сталкиваясь с проблемой недостаточно развитой речи детей, а также постоянным поиском средств, облегчающих процесс усвоения детьми нового материала, я очень заинтересовалась и выбрала тему своего опыта: «Использование игровых технологий как одно из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста».

Цель: развитие всех сторон речи дошкольников с использованием игровых технологий.

Считаю, что использование игровых технологий на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, развиваются все компоненты речи.

Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи:

1. Организовать ситуации вступления в коммуникацию (общение) детей со сверстниками и взрослыми.

2. Создать предметно-развивающею речевую среду в группе ДОУ.

3. Реализовать систему игр, направленную на развитие речи детей дошкольного возраста.

4. Развивать и совершенствовать все стороны речи каждого ребёнка (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь) средствами разнообразных игровых технологий.

5. Развивать мелкую моторику рук.

Поставленные задачи реализуются в непосредственной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей (проведение сюжетно-ролевых игр; театрализованных игр).

Используются различные методы : наглядные; практические; словесные.

Данный опыт разработан для детей дошкольного возраста, призван заинтересовать педагогов и родителей к проблеме развития речи у детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий.

Развитие речи ребёнка требует постоянного педагогического руководства. В связи с этим, необходимо разработать на базе ДОУ систему по развитию речи детей с использованием в педагогическом процессе игровых технологий, которые будет способствовать развитию понимания речи, расширению и обогащению представлений детей об окружающем, формированию обобщенных представлений о предметах и действиях, развитию активной речи, обогащению и расширению словаря, совершенствованию звуковой культуры речи, развитию потребности детей в общении посредством речи, обучению простым формам монологической и диалогической речи.

На мой взгляд, условиями успешного развития речи является :

Первое условие - это потребность общения, или коммуникации. Создаю такие ситуации, которые ставят ребёнка перед необходимостью речевых высказываний.

Второе условие - это создание речевой среды, дающей детям образцы речи. Речевая среда - это речь родителей, родных, друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, речь педагога.

Третье условие - это запас знаний, которым должен обладать ребёнок на определённом этапе своего развития. Дошкольник хорошо расскажет только о том, что он хорошо знает.

Четверное условие - реализация системы игр, направленную на развитие всех сторон речи каждого ребёнка (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь).

Пятое условие – развитие мелкой моторики рук у детей.

Для достижения цели опыта необходимо игровые технологии включить не только в непосредственно образовательную деятельность, но и в свободную деятельность детей. Для этого мною создан речевой уголок «Совунья - говорунья», в который включены разнообразные пособия и игры.

Убеждена, что использование игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей, и на снятие отрицательных последствий образования.

Основные направления моей работы по развитию речи детей с использованием разных игровых технологий :

1. Развитие словаря : освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2. Воспитание звуковой культуры речи : развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам,синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений,словообразование.

4. Развитие связной речи : диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание)

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи : различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

6. Сенсорное развитие : развития мелкой моторики рук.

В своей работе игровые технологии включаю в непосредственно

образовательную деятельность и в свободную деятельность детей.

Для развития речи у детей в свободной деятельности мною разработан речевой уголок «Говорушки», в который включены разнообразные пособия и игры.

В нём имеются различные дидактические и игровые материалы, как промышленного производства, так и сделанные своими руками (с этим материалом познакомимся поближе) :

1. Пособия для развития мелкой моторики (игры с пуговицами и шнурками, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв).

2. Игры по развитию связной речи (мнемотаблицы по временам года, схемы для пересказа сказок и заучивания наизусть стихов, различные виды театра)

3. Игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки).

4. Игра «Куб-говорун» - кубик с кармашками в которые вставляются карточки и картинки разной тематики.

5. Картотеки речевых игр:

- на развитие слухового внимания

- на развитие речевого слуха

- на развитие фонематического слуха

-на развитие физиологического дыхания

- на развитие речевого дыхания

-на развитие голоса.

В работе считаю успешными следующие методы развития речи у детей :

Наглядные: непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдения в природе, экскурсии). Опосредованное наблюдение ( изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам).

Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.

Практические: педагогические игры, дидактические игры, инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры.

Мой опыт можно представить как систему работы воспитателя. Мои воспитанники на данный момент находятся в старшей группе, опыт я начала внедрять с младшей группы. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формирование личности в целом. Всё это меня заставляет обратить серьёзное внимание на развитие речи детей.

В работе по развитию речи я выделяю следующие этапы:

- диагностика речевого развития;

- создание предметно-развивающей среды в группе;

- использование игровых технологий в развитии всех сторон речи;

- интеграция занятий по развитию речи с занятиями познавательной, художественно-эстетической направленности;

- взаимодействие с родителями.

В свое практике я использую игровые технологии по разным направлениям развития детей в соответствии с возрастом, новые интересные методические приёмы, дидактические игры, речевые мероприятия.

Для того, чтобы был положительный результат, для повышения эффективности работы необходимо учесть следующие условия:

- проводить работу по развитию речи систематически начиная с младшей группы детей дошкольного возраста.

- создавать ситуации, требующие речевых высказываний.

- создать речевую среду, дающую детям образцы речи.

- использовать разнообразные игры и игровые технологии, которые очень нравятся детям.

- проводить работу, направленную на развитие мелкой моторики рук у детей.

Подводя итог, хочется сказать следующее: я рассказала о тех игровых технологиях, которые, исходя из опыта, показали большую результативность. Но все это индивидуально, и порою для каждого ребенка в отдельности приходится подбирать такую игру, которая его заинтересует, в которую он будет играть с удовольствием. Поэтому очень важно применять индивидуальный подход к каждому ребенку.

«Достигает тот, кто делает», - утверждают мудрецы. Делайте, и вы добьетесь успехов в достижении цели. А наша цель – это воспитание грамотного, всесторонне развитого подрастающего поколения.

Список использованных источников

1. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.

2. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - Екатеринбург: У-Фактория, 2014.

3. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста : Сб. ст. /Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. - М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.

4. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры. — М., 1996. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников: методические рекомендации / И. С. Сергеева, Ф. С. Гайнуллова. - М. : КНОРУС, 2016. - 112 c.

Публикации по теме:

Игровой стретчинг как одно из эффективных форм здоровьесбережения детей среднего дошкольного возрастаИгровой стретчинг как одно из эффективных форм здоровьесбережения детей среднего дошкольного возраста Игровой стретчинг позволяет реализовать возможности оздоровления и физического развития, а также совместить их с ведущим и наиболее интересным.

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Технология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возрастаТехнология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Значение развития мелкой.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Художественная литература — одно из важных средств развития ребёнка (значение, место худ. литературы в системе работы детского сада, задачи, проблемы на современном этапе развития общества) Трудно представить.

Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возрастаЛэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает,.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологийРазвитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий Опыт работы в группе младшего возраста "Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий. " Составила: Гордынская К. И.

Сборник игровых пособий и здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возрастаСборник игровых пособий и здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста Народная мудрость гласит: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным: сделайте его крепким и здоровым!» Движение – основа практически.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых технологий как одно из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 мая 2022 в 19:18
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игровых технологий как одно из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Швыденко (УИ 213084) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД