Светлана Швыденко
Использование игровых технологий как одно из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, компьютеры, планшеты, вместо живой бабушкиной сказки – аудиосказка с магнитофона или диски с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей : одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.
Публикация «Использование игровых технологий как одно из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен.
Работая с современными детьми, сталкиваясь с проблемой недостаточно развитой речи детей, а также постоянным поиском средств, облегчающих процесс усвоения детьми нового материала, я очень заинтересовалась и выбрала тему своего опыта: «Использование игровых технологий как одно из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста».
Цель: развитие всех сторон речи дошкольников с использованием игровых технологий.
Считаю, что использование игровых технологий на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, развиваются все компоненты речи.
Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи:
1. Организовать ситуации вступления в коммуникацию (общение) детей со сверстниками и взрослыми.
2. Создать предметно-развивающею речевую среду в группе ДОУ.
3. Реализовать систему игр, направленную на развитие речи детей дошкольного возраста.
4. Развивать и совершенствовать все стороны речи каждого ребёнка (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь) средствами разнообразных игровых технологий.
5. Развивать мелкую моторику рук.
Поставленные задачи реализуются в непосредственной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей (проведение сюжетно-ролевых игр; театрализованных игр).
Используются различные методы : наглядные; практические; словесные.
Данный опыт разработан для детей дошкольного возраста, призван заинтересовать педагогов и родителей к проблеме развития речи у детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий.
Развитие речи ребёнка требует постоянного педагогического руководства. В связи с этим, необходимо разработать на базе ДОУ систему по развитию речи детей с использованием в педагогическом процессе игровых технологий, которые будет способствовать развитию понимания речи, расширению и обогащению представлений детей об окружающем, формированию обобщенных представлений о предметах и действиях, развитию активной речи, обогащению и расширению словаря, совершенствованию звуковой культуры речи, развитию потребности детей в общении посредством речи, обучению простым формам монологической и диалогической речи.
На мой взгляд, условиями успешного развития речи является :
Первое условие - это потребность общения, или коммуникации. Создаю такие ситуации, которые ставят ребёнка перед необходимостью речевых высказываний.
Второе условие - это создание речевой среды, дающей детям образцы речи. Речевая среда - это речь родителей, родных, друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, речь педагога.
Третье условие - это запас знаний, которым должен обладать ребёнок на определённом этапе своего развития. Дошкольник хорошо расскажет только о том, что он хорошо знает.
Четверное условие - реализация системы игр, направленную на развитие всех сторон речи каждого ребёнка (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь).
Пятое условие – развитие мелкой моторики рук у детей.
Для достижения цели опыта необходимо игровые технологии включить не только в непосредственно образовательную деятельность, но и в свободную деятельность детей. Для этого мною создан речевой уголок «Совунья - говорунья», в который включены разнообразные пособия и игры.
Убеждена, что использование игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей, и на снятие отрицательных последствий образования.
Основные направления моей работы по развитию речи детей с использованием разных игровых технологий :
1. Развитие словаря : освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2. Воспитание звуковой культуры речи : развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3. Формирование грамматического строя: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам,синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений,словообразование.
4. Развитие связной речи : диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание)
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи : различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
6. Сенсорное развитие : развития мелкой моторики рук.
В своей работе игровые технологии включаю в непосредственно
образовательную деятельность и в свободную деятельность детей.
Для развития речи у детей в свободной деятельности мною разработан речевой уголок «Говорушки», в который включены разнообразные пособия и игры.
В нём имеются различные дидактические и игровые материалы, как промышленного производства, так и сделанные своими руками (с этим материалом познакомимся поближе) :
1. Пособия для развития мелкой моторики (игры с пуговицами и шнурками, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв).
2. Игры по развитию связной речи (мнемотаблицы по временам года, схемы для пересказа сказок и заучивания наизусть стихов, различные виды театра)
3. Игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки).
4. Игра «Куб-говорун» - кубик с кармашками в которые вставляются карточки и картинки разной тематики.
5. Картотеки речевых игр:
- на развитие слухового внимания
- на развитие речевого слуха
- на развитие фонематического слуха
-на развитие физиологического дыхания
- на развитие речевого дыхания
-на развитие голоса.
В работе считаю успешными следующие методы развития речи у детей :
Наглядные: непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдения в природе, экскурсии). Опосредованное наблюдение ( изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам).
Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические: педагогические игры, дидактические игры, инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры.
Мой опыт можно представить как систему работы воспитателя. Мои воспитанники на данный момент находятся в старшей группе, опыт я начала внедрять с младшей группы. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формирование личности в целом. Всё это меня заставляет обратить серьёзное внимание на развитие речи детей.
В работе по развитию речи я выделяю следующие этапы:
- диагностика речевого развития;
- создание предметно-развивающей среды в группе;
- использование игровых технологий в развитии всех сторон речи;
- интеграция занятий по развитию речи с занятиями познавательной, художественно-эстетической направленности;
- взаимодействие с родителями.
В свое практике я использую игровые технологии по разным направлениям развития детей в соответствии с возрастом, новые интересные методические приёмы, дидактические игры, речевые мероприятия.
Для того, чтобы был положительный результат, для повышения эффективности работы необходимо учесть следующие условия:
- проводить работу по развитию речи систематически начиная с младшей группы детей дошкольного возраста.
- создавать ситуации, требующие речевых высказываний.
- создать речевую среду, дающую детям образцы речи.
- использовать разнообразные игры и игровые технологии, которые очень нравятся детям.
- проводить работу, направленную на развитие мелкой моторики рук у детей.
Подводя итог, хочется сказать следующее: я рассказала о тех игровых технологиях, которые, исходя из опыта, показали большую результативность. Но все это индивидуально, и порою для каждого ребенка в отдельности приходится подбирать такую игру, которая его заинтересует, в которую он будет играть с удовольствием. Поэтому очень важно применять индивидуальный подход к каждому ребенку.
«Достигает тот, кто делает», - утверждают мудрецы. Делайте, и вы добьетесь успехов в достижении цели. А наша цель – это воспитание грамотного, всесторонне развитого подрастающего поколения.
Список использованных источников
1. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
2. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - Екатеринбург: У-Фактория, 2014.
3. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста : Сб. ст. /Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. - М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.
4. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры. — М., 1996. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников: методические рекомендации / И. С. Сергеева, Ф. С. Гайнуллова. - М. : КНОРУС, 2016. - 112 c.