Приложение МААМ

Использование игровых приёмов в работе с неговорящими детьми

Никонорова Дарья
Использование игровых приёмов в работе с неговорящими детьми
▼ Скачать + Заказать документы

Известно, что количество неговорящих детей с каждым годом возрастает. Дети имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними. Учителя-логопеды испытыва­ют значительные трудности не только при определении характера, сте­пени нарушения, но и при выборе путей коррекционного воздейст­вия.     Специалистам известно, что к неговорящим детям мы относим тех детей, которые по состоянию своего возраста должны говорить, а они либо молчат, либо говорят очень невнятно, то есть уровень речи, которым владеют дети - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко произносимые обиходные слова - не могут служить средством для полноценного общения. Либо перед нами такой ребёнок, который имеет такое речевое развитие и такое состоянии интеллекта, при котором ребёнок вряд ли хорошо заговорит.  Поэтому группа неговорящих детей неоднородна и включает в себя: - детей с моторной и сенсорной алалией; - детей с различными задержками психоречевого развития; - детей с ранним детским аутизмом; - детей с интеллектуальной недостаточностью; - детей с нарушением слуха. Для этих детей свойственно: - отсутствие мотивации к речевой деятельности, - неумение ориентироваться в ситуации, - недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, - несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функции речи,  - разлаженность поведения, - негибкость в контактах, - повышенная эмоциональная истощаемость. Все вышеперечисленные особенности мешают полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром. В связи с этим следует отметить, что на начальных этапах работы с неговорящими детьми цели и задачи её будут сходными, не зависимо от этиопатогенеза и механизмов речевого нарушения. На протяжении всей коррекционной работы с неговорящими детьми красной нитью проходит использование игровой деятельности, как ведущего вида деятельности дошкольников. Все занятия проводятся в игровой форме. На каждое занятие «приходит» гость – игрушка, которой ребенок показывает простые упражнения артикуляционной гимнастики.   Затем «учим» гостя – игрушку дуть на листочки (снежинки, тучку, птичку и т. п.). Далее проводится игра на развитие мелкой моторики пальцев рук (сортировка круп, бусин,  пальчиковые игры). Потом ребенок выбирает игру по собственному желанию (пирамидки, башенки, машинки, песочница с пшеном). На начальных этапах работы мы используем игры и игровые упражнения, позволяющие через игровую, конструктивную, предметно-практическую виды деятельности, через необычные для ребенка задания повлиять на мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности. Опыт показывает, что детям, приходящим на занятия, не всегда интересно рассматривать картинки. Поэтому в своей работе мы максимально используем «говорящие» игрушки и пособия, т. е. такие к которым можно «привязать» звукоподражание или звук (корова – «му-у», лошадка – «и-и», бегемот - «а-а», мишка – «ы-ы» и т. д.) Предложенные игры и упражнения можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Упражнения по формированию понимания речи 1. Назвать (показать) предметы и явления: вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины. Развивать собственные ощущения с использованием различных поверхностей: сухие, мокрые, гладкие, шершавые, мягкие и т. д. 2. Показать (назвать) предметы одежды для зимы (осени, лета) по картинкам. 3. Развитие пассивного и активного глагольного словаря, состоящего из названий действий (спит, ест, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает). Дети показывают эти действия на картинках, выполняют их по просьбе логопеда. 4. Различать понятия «большой – маленький», используя знакомые игрушки (матрешку, сказку «Репка», пирамидку). 5. На столе машинка, собачка, петушок. Учить узнавать игрушки по их описанию (у него есть хвост, мягкая шерсть, маленькие ушки; у него есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями; он красный, пластмассовый, у него есть колеса). 6. Учить понимать простые предлоги, помогающие определить местонахождение предметов. (Поставь кружку на стол. Убери кубики в коробку и т. д.) 7. Учить различать единственное и множественное число существительных. (Покажи, где кубик, а где кубики, собака – собаки, машина - машины и т. д.) 8. Упражнение «Чем?». Логопед задает вопрос, ребенок находит подходящую картинку или называет. Чем мама режет хлеб? Чем мальчик вытер лицо? Чем ты ешь суп? Чем девочка расчесывает волосы? И т. д. Упражнения по формированию слухового восприятия и фонематических процессов. 1. Звучащие игрушки: барабан, бубен, дудочка. Узнать звучание барабана (бубна, дудочки) среди других инструментов. 2. В трех одинаковых коробочках – горох, пуговицы, деревянные палочки. Определить на слух, что в каждой коробочке. 3. Используя звукоподражания, узнать собаку (гав –гав, кота (мяу, курочку (ко-ко-ко, мышку (пи-пи-пи) и т. д. 4. Лови звук. Логопед демонстрирует несколько звучащих игрушек: бубен, колокольчик, барабан. Предлагает детям «поймать» звук колокольчика, хлопнув в ладоши. 5. Ребенок стоит спиной к логопеду, который просит рассказывать (показать, что он делает: стучит ложкой по чашке, щелкает ножницами. 6. Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками (летают, тихое – приседают. 7. Игра «Подскажи словечко». Чтение стихотворения (ребенок подсказывает последнее слово). Наша Таня громко плачет, Уронила в речку … (мячик). Игры и упражнения по формированию пространственного восприятия.   1. Игра проводится после чтения сказки «Репка». Вопросы: Кто тянул репку, назови, покажи. Какого цвета репка? После проведенной предварительной работы дети складывают части, чтобы получилась репка. Используется разрезная картинка репки из двух частей. 2. Разрезные картинки из трех частей (например, образ домашнего животного – кошки, собаки, коровы, лошади и т. д.). 3. Выложить елку из зеленых треугольников, ориентируясь на их величину, сначала по образцу логопеда, затем самостоятельно (помощь логопеда в случае затруднения). 4. Из трех белых кружочков выложить снеговика сначала по образцу логопеда, затем самостоятельно. 5. Дети разбирают и собирают матрешку (пирамидку) из 3-5 предметов. Расставляют матрешек по величине, начиная с самой большой матрешки, а затем с самой маленькой. Где прячутся матрешки? Приемы стимуляции появления первых слов: 1. Игра «Насекомые». По сигналу взрослого «Муха полетела» ребенок, имитируя полет мухи, одновременно произносит звук «З». По сигналу взрослого «Жук полетел» ребенок, изображая полет жука, произносит звук «Ж». По сигналу взрослого «Прилетели» ребенок останавливается. 2. Игра «Паровозик». По сигналу взрослого «Поехали» ребенок, изображая движение поезда, произносит звук «У» или «Ту-ту». 3. Игра «Кораблик». Взрослый предлагает ребенку наперегонки погонять «кораблики», изготовленные из разноцветной бумаги. Дуть на кораблики нужно произнося длительно звук «Ф». 4. Игра «Разверни». Ребенок разворачивает различные мелкие предметы, завернутые в ткани (бумагу) разной фактуры, увидев, что в обертке, взрослый стимулирует ребенка к произнесению: «Опа!», «Вот!», «Вот так!» или названий предметов. 5. Игра «Птички». Логопед: Прилетели птички и зачирикали (пальчики складываются в одну точку, создавая клюв птички). Покормим птичек: голубей (гули-гули, уток (ути - ути, цыплят (цып – цып). Прилетели птички, клюют зернышки. Все склевали? И полетели. Полетели, полетели, на головку сели, на щечки сели, на лобик, на бровки, на подбородок, на коленочки, на поясочек, на спинку, на животик, на ладошку. Покормим птичек: голубей (гули-гули, уток (ути - ути, цыплят (цып – цып). 6. Игра «Сделаем бусы для мамы и бабушки». Взрослый предлагает ребенку изготовить крупные бусы для бабы, а мелкие для мамы; помогает нанизывать крупные бусинки на шнурок, а мелкие – на нитку. Ребенку задаются вопросы, стимулируя его к сопряженному или самостоятельному ответу: «Что мы делаем?» - «Бусы». «Кто наденет крупные бусы?» - «Баба». «Кто наденет мелкие бусы?» - «Мама». «Кто подарит бусы?» - «Я». Упражнения по формированию речевого дыхания: 1. Упражнение «Полевые цветочки». Дети идут по тропинке (веревочке) и собирают цветы, затем останавливаются на «полянке». Логопед предлагает понюхать цветочки, при этом следит, чтобы дети набрали воздух через нос и выдох через рот. Повторить 3-5 раз. 2. Упражнение «Узнай по запаху овощ». Логопед предлагает детям рассмотреть овощи и называет их: лук, чеснок, укроп. Затем делает на овощах надрезы, укроп растирает в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запахи. Затем логопед предлагает каждому ребенку узнать по запаху предложенный овощ. Предварительно логопед напоминает, как правильно делается длинный, глубокий вдох: плавно, медленно. 3. Упражнение «Ароматный фрукт». Логопед приносит фрукты: апельсин, лимон, яблоко. Дети рассматривают фрукты, нюхают, запоминают ароматы. Затем по очереди дети с закрытыми глазами узнают фрукт по запаху. Логопед следит, чтобы дети не поднимали плечи при длительном вдохе. Затем дети определяют фрукты на вкус.

Публикация «Использование игровых приёмов в работе с неговорящими детьми» размещена в разделах

Публикации по теме:

Использование игровых пособий в играх с детьми раннего возраста в адаптационный период Закадровая речь к презентации «Использование игровых пособий в играх с детьми раннего возраста в адаптационный период» Подготовила.

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речиИспользование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи авторы: Светлана Савина, Лида Бронникова Социально значимой задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений компенсирующего вида является.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование игровых приёмов в работе с неговорящими детьми
Опубликовано: 18 августа 2024 в 16:32
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игровых приёмов в работе с неговорящими детьми» (включая файлы) размещена пользователем Никонорова Дарья (УИ 3290662) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД